Введение
Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. И сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.
Целью данной дипломной работы является аудит и анализ денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке.
Поэтому одним из современных аспектов деятельности аудитора является разработка рекомендаций по оптимизации стратегии управления финансовыми ресурсами. Такие рекомендации являются вполне логичным завершением работы аудитора, изучившего практику ведения бухгалтерского и финансового учета и составления финансовой отчетности ввиду того, что из проанализированных данных очевидны не только аспекты ведения учетной работы, но и основные проблемные моменты финансово-хозяйственной деятельности организации, в частности в управлении денежными средствами.
Реализация большинства управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств, обеспечивающих поддержание необходимого объема оборотного капитала и направляемых на финансирование внеоборотных активов организации и долгосрочные финансовые вложения в деятельность других хозяйствующих субъектов.
Управление денежными средствами подразумевает целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на денежные потоки организации и включает следующие основные аспекты: учет движения денежных средств, прогнозирование и анализ денежных потоков.
Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объектах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных внутренних и внешних факторов.
Дипломная работа выполнялась с использованием данных бухгалтерского учета ООО «Лавоком». Предприятие относится к сфере материального производства. На предприятии осуществляется весь цикл производства – от разработки дизайна полиграфической продукции до ее отгрузки покупателям. Деятельность предприятие осуществляет на арендованных площадях на современном оборудовании немецких и швейцарских фирм. Основным и практически единственным видом деятельности данного предприятия является полиграфия. Предприятие входит в холдинг, и поэтому основными заказчиками полиграфической продукции являются предприятия, входящие в него. Предприятием разрабатывается и выпускается упаковка для продукции кондитерского производства (конфеты, печенье). Это накладывает на предприятие определенные обязательства – не только лицензирование самого предприятия, но и сертификация упаковки для пищевых продуктов, использование сертифицированного сырья. Также предприятием изготавливается и рекламная продукция. Предприятие создано в 2001 году и относится к малым предприятиям, среднесписочная численность за 2002 год составила 33 человека. Бухгалтерский учет ведется с использование автоматизированной системы бухгалтерского учета «БЭСТ-4».
1. Роль аудита и анализа движения денежных средств в успешном функционировании организации
Сегодня, когда финансовое положение многих российских предприятий крайне неустойчиво, для их финансово – бухгалтерских служб одним из основных объектов анализа и управления должны стать денежные потоки, под которыми понимают все поступления и выплаты денежных средств, осуществляемые предприятием в ходе его текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Цель анализа денежных потоков – это, прежде всего, анализ финансовой устойчивости и доходности предприятия.
В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, по видам деятельности выделяют три вида денежных потоков: по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. [12]
Денежные потоки по текущей деятельности формируются в результате деятельности организации, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели (для коммерческих организаций) либо не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (для некоммерческой организации).
Денежные потоки по инвестиционной деятельности складываются в результате деятельности организации, связанной с капитальными вложениями в различные виды основных средств и нематериальных активов, а также их продажей и осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
Денежные потоки по финансовой деятельности генерируются в результате деятельности организации, связанной с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском и выбытием ранее приобретенных ценных бумаг краткосрочного характера.
Анализ денежных потоков от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, оценка структуры денежных потоков по видам рассматриваются в работах ряда отечественных аналитиков, таких, как А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев и др. Наиболее развернуто концепция анализа денежных потоков представлена экономистами Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, Л.Т. Гиляровской и Н.С. Пласковой. В работах этих авторов формируются основные проблемы анализа денежных потоков и освещаются пути их решения.
Анализ денежных потоков должен основываться на достоверной информации, которая подтверждается в ходе аудита денежных средств.
Поэтому, цель аудита денежных средств – составить обоснованное мнение о достоверности и полноте раскрытия информации о них в финансовой отчетности проверяемой организации.
Экономическая сущность денежных средств в рыночной экономике
Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определения суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуется производство и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.
На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй – часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса. Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитал, требует дополнительного вложения средств и может средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия. [20, стр. 303-304]
Чтобы деньги работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот
с целью получения прибыли:
расширять свое производство, прокручивая их в цикле оборотного
капитала;
инвестировать в доходные проекты других субъектов хозяйствования с
целью получения выгодных процентов;
уменьшать величину кредиторской задолженности с целью сокращения
расходов по обслуживанию долга;
обновлять основные фонды, приобретать новые технологии и т.д.
Увеличение или уменьшение остатков денежной наличности на счетах в
банке обусловливается уровнем несбалансированности денежных потоков, т.е. притоком и оттоком денег. Превышение притоков над оттоками увеличивает остаток свободной денежной наличности, и наоборот, превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите.
Денежные потоки планируются, для чего составляется план доходов и
расходов на год с разбивкой по месяцам, а для оперативного управления – по декадам или пятидневкам. Если прогнозируется положительный остаток денежных средств на протяжении довольно длительного времени, то следует предусмотреть пути выгодного их использования. В отдельные периоды может возникнуть недостаток денежной наличности. Тогда нужно спланировать источники привлечения заемных средств. Поэтому роль денежных средств в рыночной экономике не просто велика, она огромна.
Задачи, объекты и источники информации аудита и анализа движения денежных средств
Целью аудиторской проверки движения денежных средств является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств в кассе и на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность.
Первичные документы включают:
1. Договор на расчетно - кассовое обслуживание с банком.
2. Выписки по лицевым счетам.
3. Платежные поручения.
4. Мемориальные ордера.
5.Платежные требования - поручения.
6. Приходные кассовые ордера.
7. Расходные кассовые ордера.
Регистры бухгалтерского учета включают:
1. Главную книгу.
2. Журналы - ордера N 2, 3.
3. Ведомость N 2.
Отчетность включает:
1. Сведения о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации.
2. Отчет о движении денежных средств (форма N 4).
Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по движению денежных средств, также включает:
- основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;
- приказ об учетной политике организации;
По приказу об учетной политике аудитор знакомится:
- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по движению денежных средств;
- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств в кассе, на счетах в банке;
- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств;
перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов.
Краткая экономическая характеристика объекта исследования
Предприятие сферы материального производства ООО «Лавоком», создано в мае 2001года. Деятельность предприятие осуществляет на арендованных площадях. Договор аренды имеет долгосрочный характер. Предприятие имеет собственные основные средства, позволяющие ему осуществлять уставную деятельность. Современное оборудование производства Германии и Швейцарии разрешает предприятию производить печать высокого качества и разнообразного ассортимента продукции. Основным видом деятельности предприятия является разработка дизайна и изготовление упаковки для кондитерской продукции. Основным сырьем, используемым в производстве, является картон различных производителей, как отечественного, так и зарубежного. Среднесписочная численность сотрудников за 2002 год составила 33 человека. Все сотрудники предприятия являются высококвалифицированными специалистами в области полиграфии.
Реализация готовой продукции покупателям осуществляется в рамках договоров и заявок, составляемых на каждый месяц. В соответствии с этими заявками отделом снабжения осуществляются расчеты необходимого сырья и вспомогательных материалов, необходимых для производства продукции. Вся деятельность предприятия подлежит планированию – ежесменному, суточному, недельному, месячному и т.д. В связи с тем, что как показывает практика, производство конфет имеет сезонный характер, предприятию приходиться это также учитывать при планировании производства. И своевременно привлекать коммерческие заказы, для того чтобы обеспечить непрерывность работы предприятия. Поэтому планирование движения денежных средств имеет важное значения для данного предприятия. Предприятие имеет репутацию платежеспособного клиента и поэтому имеет во многих фирмах – поставщиках сырья значительные суммы кредитных линий, что позволяет осуществлять производство в кредит. Предприятие предпочитает осуществлять расчеты в порядке безналичных расчетов и имеет для осуществления этих расчетов два расчетных счета: в КРАБ «Новосибирсквнешторгбанк» и Новосибирском филиале Банка Москвы (Приложение 1). Валютного и других счетов в банке предприятие не имеет. Если в 2001 и частично в 2002 году предприятие осуществляло прием наличных денежных средств в кассу от покупателей продукции, то с принятием Указаний Центрального Банка от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» было принято решение о принятии оплаты за поставленную готовую продукцию в порядке безналичных расчетов.
Штат бухгалтерии составляет 4 человека: главный бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер-кассир и экономист. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием бухгалтерской программы «БЭСТ-4».
Предприятие зарегистрировано в мае 2001 года, но в связи с большим сроком поставки оборудования, осуществление деятельности было начато в декабре 2001. Таким образом, сравнение результатов финансово-хозяйственной деятельности за 2001 и 2002 года не показательно.
Однако для того, чтобы иметь представление о финансовом состоянии предприятия воспользуемся данными, отраженными в форме № 2 за 2001 и 2002 год (Приложение 2).
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика финансовых результатов деятельности ООО «Лавоком» за 2001-2002 года
Показатели |
2001 |
2002 |
Выручка от реализации готовой продукции, руб. |
3 058 636 |
47 960 738 |
Себестоимость проданной готовой продукции, руб. |
3 052 957 |
45 443 123 |
Доля себестоимости в выручке, % |
99,8 |
94,8 |
Прибыль от продаж, руб. |
5 679 |
2 517 615 |
Рентабельность продаж, % |
0,19 |
5,54 |
Прочие операционные доходы, руб. |
0 |
89 633 |
Прочие операционные расходы, руб. |
8 963 |
377 454 |
Внереализационные доходы, руб. |
0 |
111 883 |
Внереализационные расходы, руб. |
0 |
18 795 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, руб. |
- 3 284 |
2 322 822
|
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи, руб. |
0 |
311 441 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности, руб. |
- 3 284 |
2 011 441 |
Чрезвычайные доходы, руб. |
0 |
0 |
Чрезвычайные расходы, руб. |
0 |
0 |
Чистая прибыль, руб. |
- 3 284 |
2 011 441 |
Из приведенных данных видно, что в 2002 году значительно увеличилась рентабельность продаж с 0.19 % до 5.54 %. Убыток, полученный в 2001 году, связан с отсутствием деятельности. Операционные доходы 2002 года представляют собой выручку, полученную от реализации отходов производства (макулатура). К операционным расходов в 2002 году отнесены: целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налог на имущество, расходы по оплате услуг кредитных организаций, себестоимость реализованной макулатуры, налог на рекламу.
Внереализационные доходы, полученные в 2002 году, представляют собой положительные суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии заключенными договорами, в рублях, в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты.
Внереализационные расходы отрицательные суммовые разницы.
Внереализационные доходы и расходы связаны с приобретением запасных частей для печатного оборудования у немецкого производителя. Счета предъявляются поставщиком в евро. Расчеты осуществляются в рублях по курсу Центрального Банка.
Методика аудита движения денежных средств в организации
В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно – финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методологические приемы и технические способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос и др. [8, стр. 35]
Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, таких как:
а) детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
б) аналитическая процедура;
в) проверка (тест) средств внутреннего контроля.
Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Методика проверки включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.
Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.
Инвентаризацию денежных средств в кассе, желательно провести в присутствии аудитора.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков. [8, стр. 39]
Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.
Полезны также наблюдения за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура важна прежде всего для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методологические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.
Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.
Проверка документов означает, что в первую очередь документ изучается с формальной стороны, с тем чтобы установить: составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документы, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе, и др.
Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соответствия документов датам отражения в них операций.
При чтении документов, после установления их подлинности, проверяют документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций.<......>