|
Учётная политика предприятияВведение Настоящее дипломное исследование посвящено стратегии выбора предприятием учетной политики. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим. В конце финансового года бухгалтерии всех предприятий и организаций приступают к составлению годового бухгалтерского отчета. Тем не менее, в этот напряженный для всех финансовых работников период нельзя забывать, что начало нового года (как календарного, так и финансового) означает также и принятие новой учетной политики на следующий год. Конечно, организации могут воспользоваться своей прежней учетной политикой, автоматически перенеся ее действие на следующий период. Однако следует учитывать, что в связи с произошедшими переменами в бухгалтерском и налоговом законодательстве, а также с возможными изменениями в бухгалтерском и налоговом учете самих предприятий необходимо внести соответствующие исправления и в учетные политики как для бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Перечислим некоторые из нововведений федерального законодательства. В части налогового учета – это изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) Федеральным законом от 29 мая 2002 за № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Изменения НК РФ от 29 мая 2002 г.), вступление в силу с 1 января 2003 года новой главы НК РФ о налогах в дорожные фонды. В части бухгалтерского учета – приведение в соответствие положений по бухгалтерскому учету действующему налоговому законодательству (к примеру, порядок списания на расходы организации основных средств, первоначальной стоимостью до 10000 рублей и т. п.), а также появление новых нормативных актов в части выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета.
Причем, если такие изменения или дополнения носят кардинальный характер, целесообразно на предстоящий год принять новое положение об учетной политике. Значит, проблема изменения (дополнения) или принятия новой учетной политики будет вставать перед предприятием в конце каждого финансового года. Теперь сформулируем цели и задачи предлагаемого дипломного исследования. Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение. Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем. Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета. Из этих положений вытекают цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является описание выбора учетной политики на примере конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс». Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи: 1. дать понятие учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения; 2. описать цели и задачи учетной политики предприятия; 3. описать порядок изменения учетной политики предприятия; 4. дать краткую характеристику конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс» – на базе которого проводилось данное дипломное исследование; 5. изложить организационные моменты и методологию выбора учетной политики на ЗАО «Мустанг Плюс»; 6. описать порядок инвентаризации, рабочий план счетов и прочие моменты учетной политики ЗАО «Мустанг Плюс»; 7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей бухгалтерского учета на 2004 год; 7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей налогообложения на 2004 год. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой литературы и приложений. В Приложении 1 содержится баланс и отчет о прибылях и убытках ЗАО «Мустанг Плюс» на 01.01.2003; в Приложении 2 – Положение об учетной политике для целей бухучета ЗАО «Мустанг Плюс» на 2004 год; в Приложении 3 – Рабочий план счетов ЗАО «Мустанг Плюс» на ЗАО «Мустанг Плюс»; в Приложении 4 – Положение об учетной политике для целей налогообложения ЗАО «Мустанг Плюс».
Глава 1. Учетная политика предприятия 1.1. Понятие учетной политики предприятия Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике. В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени» (17, с.48); «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования» (3, с.7); «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности» (8, с.10). В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» (1, с.5). Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно – экономический строй, как показывает практика, не может поменять его (4, с. 23). Изменения же происходят только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия. Основной нормативный документ, регламентирующий основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета – это положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N2 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 г.). Далее по тексту мы будем называть его ПБУ 1/98. В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся: - методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, признания доходов и расходов; - приемы организации документооборота; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля; - способы применения счетов бухгалтерского учета и системы учетных регистров; - иные соответствующие способы, методы и приемы. Следует обратить особенное внимание на обязательность составления учетной политики всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы (6, с.87). Данное требование закреплено действующим законодательством (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N2 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее по тексту – Закон о бухгалтерском учете) и нормативными документами, или бухгалтерскими стандартами (пункт 3 ПБУ 1/98). Аналогичное требование (разработка и утверждение учетной политики организации в целях налогообложения) содержится и в налоговом законодательстве (например, в части обложения НДС – пункт 12 статьи 167 НК РФ, в части формирования состава затрат для обложения налогом на прибыль – глава 25 НК РФ). Таким образом, если предприятие уклоняется от своих обязательств по формированию учетной политики, это может быть расценено проверяющими налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Нарушение в данном случае выражается в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и соответственно неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (статья 120 НК РФ). Действующие законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют организациям достаточно свободы для того, чтобы сформировать такую учетную политику, которая учитывала бы специфику их деятельности и условия хозяйствования, но в то же время давала возможность предоставить пользователю (заинтересованным лицам) полную, достоверную и полезную информацию о финансовом состоянии организации. Однако во многих ситуациях главным бухгалтерам, формирующим учетную политику своей организации, трудно ориентироваться в многообразии форм и методов учетных операций (27, с.52). Еще труднее бывает разрабатывать учетную политику в целях налогообложения. Недостаточно точны бывают и формулировки законодательства. Огромно количество регламентирующих подзаконных актов. Противоречивые мнения государственных органов (например, Минфина РФ, мне РФ и территориальных налоговиков) по различным аспектам нередко создают тупиковые ситуации в части правильного исчисления налогов и сборов, применения льгот. Отдельно следует отметить, что предприятия, публикующие в силу ряда обстоятельств (например, согласно действующему законодательству, учредительным документам, по собственному желанию) свою бухгалтерскую отчетность, должны также в обязательном порядке раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета. На оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности (проверяющими органами, учредителями, инвесторами) сильное влияние оказывают способы бухгалтерского учета. При этом существенными признаются такие способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценивать финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации (32, с. 126). В зависимости от типа предприятия и показателей его производственно-хозяйственной деятельности деятельность по разработке учетной политики на следующий год будет сильно отличаться по объему и времени исполнения. Небольшие и средние предприятия за основу своей учетной политики могут принять типовые положения с учетом новых изменений в законодательстве, уложив ее объем в несколько страниц, а вот крупным структурам и холдингам эту работу целесообразно начинать уже до начала нового финансового года. В любом случае необходимо напомнить, что все предприятия и организации к такого рода работе должны подходить очень серьезно. Ведь от грамотно составленной учетной политики зависят и постановка бухгалтерского учета в организации в целом, и возможность закрепить ряд положений в целях налогообложения (что непременно даст шанс отстоять свою позицию перед проверяющими налоговыми органами). Такая учетная политика позволит проинформировать заинтересованных лиц (кредиторов, потенциальных инвесторов, спонсоров, а также покупателей и поставщиков) об устойчивом финансовом положении организации, сориентировав их на дальнейшее сотрудничество. В этой связи учетную политику без преувеличения можно назвать планом работы финансовых и бухгалтерских служб на текущий год. Именно она, по сути, определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы, обусловленные спецификой деятельности компании, будут предусмотрены в ее учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В конечном же итоге от этого зависит и уплачиваемая в бюджет величина налогов (налоговых санкций) и соответственно финансовое благополучие предприятия. Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях. Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:
Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета. Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности (23, с. 18). При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности). При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.
1.2. Задачи учетной политики предприятия Учетная политика предприятия, являясь основой системы бухгалтерского учета, должна обеспечить выполнение следующих задач: - соблюдение основополагающих принципов учета, таких как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность, непрерывность деятельности и постоянство; - контроль за исполнением требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности: полноты, существенности, нейтральности, сравнимости, сопоставимости; - подготовка организацией достоверной отчетности бухгалтерской, налоговой, статистической; - обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях; - обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов. Таким образом, задачи учетной политики в целом по предприятию и в отдельных его подразделениях (особенно это касается обособленных структур, выделенных на самостоятельные балансы) тесно переплетаются с задачами бухгалтерского учета, изложенными в Законе о бухгалтерском учете (статья 1), а именно: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др.; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Иначе говоря, задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (пункт 7 ПВУ 1/98): 1) требование полноты: необходимость обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности организации; 2) требование своевременности: отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в момент их возникновения; 3) требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов; 4) требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их право вой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; 5) требование непротиворечивости: тождество (равенство) данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца; 6) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
1.3. Оформление учетной политики предприятия Формирование учетной политики возложено на главного бухгалтера предприятия. Однако, поскольку, согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) этого руководителя.<......> |
Loading
|