|
Методы социологического исследования. Добреньков В.И., Кравченко А.И.Методы социологического исследованияДобреньков В.И., Кравченко А.И.М.: Инфра-М, 2004. - 768 с. В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры. Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.
СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие..................................................................................13Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 1. Виды социологического исследования............................25 1.1. Социальное и социологическое исследования...............25 1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35 1.3. Описательное и аналитическое исследования................41 1.4. Точечное исследование....................................................42 1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43 1.6. Повторные исследования.................................................44 1.7. Мониторинг.....................................................................48 1.8. Полевое исследование......................................................51 1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54 1.10. Оперативное исследование............................................60 1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67 1.12. Признаки научного опроса............................................70 1.13. Виды опроса....................................................................75 1.14. Технические средства опроса.........................................78 Глава 2. Теория и методология выборки......................................81 2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81 2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода..........85 2.3. Типы и методы выборки..................................................92 2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95 2.4.1 Простой случайный отбор........................................96 2.4.2. Систематический отбор............................................99 2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки......102 2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105 2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108 2.5.1. Квотная выборка....................................................111 2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114 2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117 2.8. Расчет объема выборки..................................................121 2.9. Ошибка выборки............................................................129 2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135 2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140 2.12. Репрезентативность...................................................... 143 Глава 3. Программа социологического исследования.................147 3.1. Общее представление о программе...............................147 3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152 3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования..152 3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160 3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163 3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167 3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168 3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171 3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174 3.3. Методическая часть программы....................................177 3.3.1. Выборка...................................................................177 3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178 3.3.3. Методы сбора информации....................................179 3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180 3.3.5. Организационный план исследования..................183 3.4. Научный отчет................................................................ 184 Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187 4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188 4.2. Анализ одномерных распределений..............................193 4.2.1. Номинальная шкала...............................................194 4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199 4.2.3. Интервальная шкала...............................................200 4.3. Анализ двумерных распределений................................208 Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219 5.1. Табличное представление данных.................................219 5.2. Техника редактирования таблиц...................................227 5.3. Графическое представление данных.............................242 Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249 6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249 6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259 6.3. Клиенты и консультанты...............................................263 6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267 6.5. Качества консультанта...................................................272 6.6. Консультирование как карьера......................................276 Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281 1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281 1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288 1.3. Логическая структура вопроса.......................................291 1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294 1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297 1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307 1.7. Сложные вопросы..........................................................311 1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316 Глава 2. Композиция анкеты......................................................319 2.1. Структура или композиция?..........................................319 2.2. Общая композиция анкеты............................................322 2.3. Базисная часть анкеты...................................................324 2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327 2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330 2.6. Правила кодирования....................................................332 2.7. Разработка анкеты..........................................................334 Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337 3.1. Основные правила формулировки вопросов................337 3.2. Анализ качества анкеты.................................................344 3.3. Логический контроль анкеты........................................351 Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359 4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359 4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365 4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371 4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373 Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ Глава 1. Методология и технология интервью..........................383 1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383 1.2. Интервью в качественной и количественной социологии....394 1.3. Организация фокус-групп.............................................397 1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398 1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400 1.3.3. Процедура проведения...........................................401 1.3.4. Устройство помещения..........................................403 1.3.5. Функции и качество модератора...........................404 1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406 1.5. Эффект интервьюера......................................................411 Глава 2. Виды и типы интервью................................................415 2.1. Типология интервью......................................................415 2.2. Формализованное интервью..........................................422 2.3. Свободное интервью......................................................426 2.4. Фокус-группа.................................................................430 2.4.1. Из истории вопроса................................................430 2.4.2. Определение и особенности метода......................431 2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435 2.4.4. Сфера применения.................................................436 2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438 Глава 3. Маркетинговое исследование.......................................449 3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449 3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454 3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459 3.4. Бриф и брифинг.............................................................462 3.5. Методические и технические приемы исследования.......466 3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470 3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473 3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474 3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476 3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478 3.11. The VALS Survey...........................................................480 3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484 Глава 4. Экспертный опрос........................................................487 4.1. Методология экспертного опроса.................................487 4.2. Виды экспертного опроса..............................................490 4.3. Отбор экспертов.............................................................497 4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500 4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса.....501 4.6. Необычные эксперты.....................................................502 Глава 5. Методы политических исследований...........................505 5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505 5.2. Праймериз — выборы понарошку?................................508 5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?..................................510 5.4. Политический рейтинг..................................................515 Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ Глава 1. Наблюдение в социальных науках...............................525 1.1. Сущность наблюдения..................................................525 1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529 1.3. Специфика социологического наблюдения..................531 1.4. Виды наблюдения..........................................................536 1.5. Формализованное наблюдение......................................542 1.6. Включенное наблюдение...............................................543 1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550 1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553 Глава 2. Анализ документов.......................................................555 2.1. Документальная база социологии.................................555 2.2. Анализа документов: общие положения.......................562 2.3. Методология и методика контент-анализа...................568 Глава 3. Научный эксперимент..................................................583 3.1. Сущность научного эксперимента................................583 3.2. Методология и методика эксперимента.......................586 3.3. Процедура экспериментирования.................................590 3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591 3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593 3.6. Классификация экспериментов.....................................595 3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..604 Глава 4. Action research..............................................................607 4.1. Определение и область применения.............................607 4.2. Философские основания................................................610 4.3. Методология...................................................................611 4.4. Процедура проведения...................................................614 4.5. Цикличность и итерация...............................................615 4.6. Методы AR.......................................................................618 4.7. История вопроса............................................................619 4.8. Парадигмы AR................................................................621 4.9. Интервенционистская социология................................623 Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627 5.1. Методология тестирования............................................628 5.2. Классификация тестов...................................................636 5.3. Социометрические процедуры......................................642 5.4. Технология тестирования..............................................655 5.5. Компьютерное тестирование.........................................661 Глава 6. Исследовательские центры..........................................665 6.1. Институт Гэллапа...........................................................665 6.2. Институт Демоскопии...................................................669 6.3. ВЦИОМ..........................................................................672 6.4. ESOMAR.........................................................................678 6.5. NORC..............................................................................679 6.6. NatCen............................................................................680 6.7. ИНИОН РАН.................................................................681 6.8. GfK Group.......................................................................684 6.9. QUANTUM....................................................................687 6.10. Консалтинговые организации.....................................691 Приложения................................................................................697 Словарь терминов.......................................................................721 Литература..................................................................................735 |
Loading
|