Контроллинг в бизнесе. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г.
Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г.
Контроллинг в бизнесе
Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях.
2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.
Во 2-м издании (1-е изд. - 1998 г.) рассмотрены методологические и практические основы построения системы контроллинга. Особое внимание уделено задачам и инструментам контроллинга в таких областях деятельности, как инновации и инвестиции, маркетинг и логистика, финансирование и закупки. Описаны особенности реализации основных функций менеджмента - планирование, контроль, учет, анализ и выработка управленческих решений - в системе контроллинга. Изложены проблемы информационной и программной поддержки контроллинга.
Для менеджеров и экономистов, работающих в различных сферах деятельности, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также для бизнесменов, стремящихся к эффективному управлению бизнесом.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ I
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3
1. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ 7
1.1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА .7
1.2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 9
1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 15
2. КОНТРОЛЛИНГ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 19
2.1.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ 21
2.1.2. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ : 26
2.2. КОНТРОЛЛИНГ МАРКЕТИНГА 29
2.2.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 29
2.2.2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА 33
2.3. КОНТРОЛЛИНГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ 36
2.3.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА '. 36
2.3.2. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА 37
2.3.3. КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАКУПОК 39
2.4. КОНТРОЛЛИНГ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ 40
2.4.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 40
2.4.2. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА 41
2.5. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ 43
2.5.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 43
2.5.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА 46
2.5.3. ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА 54
2.6. КОНТРОЛЛИНГ ИНВЕСТИЦИЙ 57
2.6.1. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА . 57
2.6.2. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА 60
2.7. КОНТРОЛЛИНГ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 65
3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА 73
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА.- 73
3.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА 77
3.3. СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 83
3.4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 90
3.4.1. ВЫБОР СИСТЕМЫ УЧЕТА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3.4.2. СТРУКТУРИЗАЦИЯ УЧЕТА „ 93
3.4.3. СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДАННЫХ И МЕТАДАННЫЕ 95
3.5. АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА 97
3.5.1. ВЫЯВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ 98
3.5.2. ОЦЕНКА ОТКЛОНЕНИЙ . 100
3.5.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЙ 101
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛИНГА 103
4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЛИНГА 103
4.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 106
4.2.1. КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ У ПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ 106
4.2.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 109
4.3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 112
4.3.1. ПОТОКИ ИНФОРМАЦИИ 113
4.3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 115
4.3.3. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 116
4.4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 118
4.4.1. ДОСТАВКА ИНФОРМАЦИИ 118
4.4.2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ 118
4.4.3. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 119
4.4.4. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ 120
4.4.5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 122
4.5. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 123
4.5.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 125
4.5.2. ТИПОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ СППР 126
4.5.3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 128
4.5.4. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ 128
4.5.5. ВЕКТОРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА. 130
4.5.6. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ. ЭКОНОМЕТРИКА 133
4.5.7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОГНОЗОВ 135
4.5.8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ 138
4.6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС МЕНЕДЖЕРОВ 140
4.7. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА РУКОВОДИТЕЛЯ 142
4.8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЛИНГА 144
4.8.1. ЛИДЕРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА..... : 145
4.8.2. КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЛИНГА СИСТЕМЫ R/3 ФИРМЫ SAP AG 150
4.8.3. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОНТРОЛЛИНГА 154
5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА 159
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА 159
5.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЛЕРА 168
5.3. ФАЗЫ И ТЕМПЫ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА 174
6. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ. 181
6.1. КОНТРОЛЛИНГ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 181
6.1.1. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА 182
6.1.2. ПРОЕКТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА 184
6.2. КОНТРОЛЛИНГ В БАНКЕ 187
6.2.1. ЗАДАЧИ БАНКА КАК КРЕДИТНОГО ИНСТИТУТА 187
6.2.2. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЛИНГА 189
6.2.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ В БАНКЕ 191
6.2.4. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ 196
6.2.5. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 202
6.2.6. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЛИНГА РИСКОВ. 209
6.2.7. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА 213
6.2.8. МЕТОДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ МАРЖИ 218
6.2.9. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В БАНКЕ. КОНТРОЛЛИНГ ИЗДЕРЖЕК 225
6.2.10. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ 231
ГЛОССАРИЙ 234
ЛИТЕРАТУРА 244