Психолог, профконсультант должен стараться выявить эти особенности, объективизировать полученные данные (QLT-данных) для выработки совместного с клиентом решения о программе возможной коррекции имеющихся качеств в процессе обучения, переквалификации, окончательного выбора профессии. Опыт работы по организации и планированию исследований, связанных с составлением индивидуальных психодиограмм показывает, что эффективными вариантами профконсультационной работы могут быть:
Собеседование с клиентами и тестирование по индивидуально подобранному банку методик.
Диагностика поведения в малой группе для выявления склонности к лидерству и доминированию, оценка эффективности группового взаимодействия.
Составление индивидуально-личностной характеристики на основе обобщения, интерпретации и объективизации QLT-данных для выработки рекомендаций по профессиональному самоопределению.
Одно из основных мест в углубленной профконсультации занимает профессиональная диагностика, основанная на всестороннем исследовании личности оптанта (психологического, психофизиологического, медицинского, социологического) с целью установления его пригодности к определенным видам трудовой деятельности. Основными видами профдиагностики являются:
1) изучение интересов, склонностей, профессиональных намерений, ценностей ориентаций;
2) исследование индивидуальных психических особенностей и свойств нервной системы;
3) определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков.
Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, клиническая беседа, эксперимент, аппаратурные методики и т.д.
Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена только на основе научно-обоснованной системы сопоставления структуры профессиональной деятельности и психологической структуры личности. Наличие информационной основы выбора профессии, адекватных критериев выбора, правил осмысления разнородной информации о рынке труда, механизмов и способов выбора профессии еще не гарантирует клиентам успешности профессионального выбора. Опыт работы показывает, что при ориентации на те или иные профессии оптанты имеют свойственные только им установки, надежды и иллюзии, но почти не владеют информацией о них самих, об адекватной самооценке способностей как необходимом условии профессионального выбора. Именно поэтому актуальным становится диагностика профессионально важных качеств и консультирование клиентов, которые помогают лучше понять интересы и склонности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности развития высших психических функций, личностные качества и т.д.
Практика работы показывает, что психодиагностические задачи возникают чаще всего в следующих ситуациях:
при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении;
при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора);
возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств;
при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий.
Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики.
Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности:
а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
б) опросник «Ориентация»;
в) опросник профессиональной готовности (ОПГ);
г) методика «Карта интересов»;
д) анкета «Изучение профессиональных намерений».
Блок углубленной профдиагностики:
а) опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда (ОПП);
б) опросник терминальных ценностей (ОтеЦ);
в) личностный опросник Г.Айзенка (EPI);
г) направленность личности (общая и профессиональная), жизненные ценности;
д) профессионально важные характеристики личности;
е) взаимосвязь с общей направленностью и устойчивой склонностью личности к определенной деятельности;
ж) профессионально важные психофизиологические функции и качества.
Итоговым результатом на данном этапе профконсультационной работы может быть описание тех особенностей личности, которые должны стать предметом коррекции в социально-психологическом тренинге (проведение его возможно через факультатив в школе и «Клубы ищущих работу» в службе занятости) для дальнейшей оптимизации выработки совместного решения по окончательному выбору профессии.
Завершающим этапом работы является заключительная корректирующая профконсультация. Предварительный анализ данных психологического обследования, наблюдения профконсультанта, беседы с оптантом дают вполне обоснованный материал для создания портрета личности оптанта, познания его склонностей, способностей, мотивации поведения, что позволяет в ходе заключительной беседы раскрыть клиенту его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию /21,22/.
1.1.1.5 Цели и принципы профконсультационной деятельности.
Профессиональное консультирование является основной составляющей профориентационной работы, обеспечивающей оказание помощи личности а профессиональном самоопределении, формировании и дальнейшем развитии профессиональной карьеры.
Профессиональное консультирование проводится в целях:
оказания помощи в принятии решения о выборе или перемене
профессии;
проведения диагностики индивидуально психологических
особенностей для оценки профессиональной пригодности к конкретной профессии или типу профессий с учётом медицинских противопоказаний;
оказания психологической поддержки оптанту, коррекции его
эмоционального состояния или поведения, обучения его навыкам преодоления стрессовых состояний и навыкам общения в процессе поиска работы и трудоустройства.
Профессиональное консультирование основывается на принципах:
учёта индивидуальных и возрастных особенностей оптанта;
свободного и самостоятельного выбора оптантом профессиональной деятельности;
активной позиции в выборе профессионального пути;
равноправного сотрудничества профконсультанта с оптантом;
экономичности в работе профконсультанта;
конфиденциальности;
обязательности обратной связи.
Профессиональные консультации по видам делятся на:
- справочно-информационные, предоставляющие информацию о мире труда и профессий, тенденциях и динамике рынка труда, возможностях и условиях получения профессионального образования и трудоустройства;
диагностические, предусматривающие изучение личности оптанта с целью выявления соответствия тому или иному виду профессиональной деятельности;
формирующие, осуществляющие коррекцию профессионального самоопределения с учётом индивидуальных особенностей оптанта и требований рынка труда и профессий;
медицинские, выявляющие состояние здоровья оптанта, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии;
психологические, обеспечивающие внутрипсихическое согласование индивидуально – психологических характеристик и скрытых способностей оптанта, с его сознательным представлением о себе.
В практике профконсультирования большинство консультаций как групповых, так и индивидуальных выполняют одновременно информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции.
1.2 Анализ информационных ресурсов для автоматизации психодиагностических методик
Автоматизированные интерактивные системы профориентации и информации – замечательное достижение технологии значительно облегчают выбор профессии и обсуждении этих проблем на международном уровне. Самое главное преимущество автоматизированной системы профориентации состоит в упорядочении данных. Дисплей, программное обеспечение, распечатка – все это видимые, явные элементы системы. Под термином система понимают связанные структуры и функции, определенный порядок выполнения заданных целей. Эти структуры, функции и все другие компоненты системы доступны для обзора и демонстрации. Таким образом, автоматизированные информационные системы могут облегчить коммуникацию о теории и практики профориентации, объективируя такие параметры, как сфера охвата, содержания, стиль и процедуры.
Важнейшими составляющими автоматизированной системы профориентации являются создание профориентационного фонда и разработка процедур сбора, анализа обработки и передачи соответствующих данных. Современное состояние автоматизации психодиагностики и профконсультирования характеризуется наличием достаточно большого числа отдельных программ, автоматизирующих стадию тестов и дешифрацию результатов по ключу. На выходе такие системы, выдают числовой вектор результатов либо шаблонные заготовки интерпретации этих векторов, не отражающие индивидуальных способностей испытуемых.
В последние годы одним из наиболее перспективных направлений в области увеличения производительности и качественной обработке информационной базы в работе профконсультантов является использование современных персональных компьютеров и локальных сетей, входящих в состав автоматизации рабочего места. По – новому применительно к такой форме обработке информации решается проблема распределения работ между человеком и машиной. В условиях автоматизированных рабочих мест в основу организации деятельности профконсультанта положен принцип использования машины на всем протяжении консультационного процесса. Процесс обработки информации и консультационный процесс представляют в качестве единого целого процесса работы профконсультанта, что открывает новые перспективы для автоматизированной обработки информации. Рассмотрим некоторые программы, с помощью которых можно автоматизировать любые методики, в профориентационной работе.
С помощью программы Delphi. существенно упростился процесс разработки не только небольших приложений, но и крупных программных комплексов, во многом благодаря новым усовершенствованиям графической оболочки системы, что позволило разработчикам повысить эффективность труда и не отвлекаться на лишнюю работу. Одна из важнейших черт среды Delphi 5 — возможность повторного использования ранее написанных программ, точнее, их наиболее часто повторяющихся частей (модулей). Такие модули выделяются в специальные компоненты, своего рода строительные кубики, программа составляется из готовых модулей. Надо только правильно установить связи между этими компонентами, и программа будет готова. Любой язык программирования состоит из набора команд (операторов, или ключевых слов), которые записываются с использованием полных или сокращенных слов английского языка и вспомогательных символов. И представляют собой указания компьютеру выполнить различные действия: сложить числа, проверить значение выражения, показать на экране картинку и т. д. С помощью команд можно решить сложную задачу, если позволят ресурсы компьютера и не возникнет нехватки памяти или производительности. Составление алгоритма решения нужной задачи из операторов языка программирования и называется программированием. Более подробно программирование на языке Delphi рассматривается в главе 2 /23/.
Базы данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Сегодня большинство систем управления базами данных (СУБД) позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (то есть программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или с другими программно-аппаратными комплексами. Таким образом, можно сказать, что в современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация. Например, база данных крупного банка. В ней есть все необходимые сведения о клиентах, об их адресах, кредитной истории и т.д. Доступ к этой базе имеется у достаточно большого количества сотрудников банка, но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ по всей базе полностью.
Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных /24/.
С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.
Система управления базами данных ACCESS – это функционально полная, реляционная система управления базами данных (СУБД). В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации (до 1Г байта) как на персональном компьютере, так и в сети.
СУБД ACCESS предназначена для хранения и получения данных, представления их в удобном виде и автоматизации часто выполняемых операций. С помощью данного пакета можно получить доступ к данным любого типа и использовать одновременно несколько баз данных. Преимущество заключается в том, что данная программа входит в состав пакета, Microsoft office, то есть хорошо интегрирована с другими продуктами фирма Microsoft. Достоинством Access является также то, что эта программа создавалась сразу для Windows и поэтому не содержит в себе ограничений, обусловленных работой в MS – Dos. Все преимущества Windows доступны в ACCESS, то есть можно копировать, вырезать, вставлять данные и объекты из любого приложения Windows в приложение Access и наоборот /25/.
В Access существуют средства, необходимые для работы с другими БД различных форматов. Система позволяет импортировать и экспортировать файлы многих форматов (Dbase, Excel, Fox Pro), а также связываться (присоединять) данные этих форматов напрямую (без создания таблиц Access).
Access обеспечивает пользователей:
защитой данных от несанкционированного доступа, от некорректных обновлений пользователя;
языковыми средствами описания и манипулирования данными;
средствами создания и поддержки логической модели данных.
Размещение собственных материалов в Интернете включает два этапа: подготовку материалов и их публикацию. Подготовка материалов состоит в создании документов, имеющих формат, принятый в Интернете, то есть, Web – страниц, написанных на языке HTML. Автономные Web – документы используют язык HTML (язык разметки гипертекста). Гипертекст, то есть расширенный текст, включает дополнительные элементы: иллюстрации, ссылки, вставные объекты. Под разметкой понимается использование специальных кодов, легко отделяемых от смыслового содержания документа и используемых для реализации гипертекста. Применение этих кодов подчиняется строгим правилом, определяемым спецификацией языка HTML.
Особенность описания документа средствами языка HTML связана с принципиальной невозможностью достижения абсолютной точности воспроизведения исходного документа. Предполагается, что документ будет широко доступен в Интернете, и поэтому неизвестно, как будет организовано его воспроизведение. Документ может быть представлен на графическом экране, выведен в чисто текстовом виде или просто «прочитан» программой синтеза речи. Разметка HTML во всех этих случаях должна быть принята во внимание. Поэтому язык HTML предназначен не для форматирования документа, а для его функциональной разметки. Например, документы обычно начинаются с заголовков. Свойство части документа «быть заголовком» - это не особенность форматирования документа, а характеристика его содержания. Конкретное средство отображения документа (браузер) выбирает свой способ представления части документа, описанной как заголовок.
Управляющие конструкции языка HTML называются тегами и встраиваются непосредственно в текст документа. Все теги заключаются в угловые скобки <…>. Сразу после открывающей скобки помещается ключевое слово, определяющее тег, например <DIV>. Теги HTML бывают парными и непарными. Непарные теги оказывают воздействие на весь документ или определяют разовый эффект в месте своего появления. При использовании парных тегов в документ добавляются открывающий и закрывающий теги, которые воздействуют на часть документа, заключенную между ними. Закрывающий тег отличается от открывающего наличием символа «/» (Косая черта) /26/.