2.2.4 Программирование задачи на языке Delphi 5
Методика "Сложные аналогии”
Список констант:
N – количество вопросов в тесте.
NS - количество вопросов в тесте (в виде строки).
FULLTIME - количество секунд, выделенных для ответа на вопросы.
DeadLine – строковое сообщение: 'У вас осталось ';
Список глобальных переменных:
Cname – имя пользователя.
BegTime – время начала работы с тестом.
CurTime – текущее время.
TimeLeft – время, оставшееся до конца теста.
Cnt – номер текущего вопроса.
Qfile – файловая переменная для файла вопросов теста.
AFile - файловая переменная для файла правильных ответов теста.
CorrectA – массив, в котором хранятся правильные ответы.
CorrectNum – количество правильных ответов пользователя.
Quest – текущий вопрос.
Список локальных переменных:
Tmpi, Tmps, TT, SS, SSS, Code – переменные для хранения временной информации.
i – счетчик циклов.
RFile - файловая переменная для файла вывода результатов тестирования.
Программы методик «Сложные аналогии», «Мейли», «Количественные отношения» (приложение В).
Глава 3. Результаты исследования проведения профориентационной работы с использованием психодиагностических методик и их автоматизация
Наше исследование состояло из 4-х этапов. Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Результаты приведены в таблице 3.3 и таблице 3.4. Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики: методика «Сложные аналогии», тест «Мейли», методика «Количественные отношения». На третьем этапе нашего исследования испытуемым предлагалось пройти 3 методики: «Числовые ряды Мейли», «Количественные отношения», «Сложные аналогии» но на компьютере. Результаты тестирования приведены в таблице 3.1. и таблице 3.2. Перед тем как провести 3 методики в бланковом и компьютерном вариантах, необходимо было определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах, определить время, затрачиваемое на обсчет результатов, провести подсчет по каждому варианту. В автоматизированном виде 3 методики представлены на рисунках 3.1, 3.2, 3.3.
Рабочие окна программ
Первая методика, которая была предложена 10 и 11 классу это «Сложные аналогии». Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их цифровое обозначение 1, 2, 3, 4, 5, 6. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6) ту, которая соответствует найденному налогу из таблицы «шифр».
Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя
После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с инструкцией
После инструкции появляется рабочее окно, где представлены непосредственно вопросы
После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом
После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.
Вторая предложенная методика называется методика «Мейли». Данная методика выявляет логическое подростков. Методика состоит из ряда чисел, связанных между собой числовой закономерностью. Просмотрев ряд, найти закономерность, по которой изменяются числа ряда, и ввести число, которое должно быть в ряду следующим. Всего 20 закономерностей. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя
После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает
выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами
После того как тестируемый ответил на все 20 вопросов, автоматически появляется окно с результатом
После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.
Третья методика «Количественные отношения». Данная методика предназначается для оценки логического подростков. Тестируемым предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Для того чтобы начать тестирование необходимо ввести свою фамилию и имя
После того как тестируемый ввел свои данные, если он нажимает выход, программа закрывается, если продолжает тестирование то нажимает Ok. Появляется следующее окно с вопросами
После того как тестируемый ответил на все 18 вопросов, автоматически появляется окно с результатом
После нажатия Ok происходит возврат на начало тестирования.
Предварительный анализ данных обследования дал материал для создания портрета личности каждого испытуемого, познания его склонностей и способностей, мотивации поведения, что в конечном итоге позволило раскрыть каждому ученику его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий, где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию. Ученикам с низкими результатами не определившимися с выбором профессии рекомендовалась индивидуальная консультация у психолога в данной школе.
Результаты тестирования 10-го и 11-го классов по профориентационным методикам: 1 – 40% учеников в большей степени предрасположены к точным техническим специальностям; 2 – 35% учеников в значительной степени предрасположены к техническим специальностям; 3 – 15% учеников с неопределенной профессиональной предрасположенностью; 4 – 10% учеников не предрасположены к выбору техническим специальностям.
Статистическая обработка имперического материала обрабатывалась в ручном и компьютерном вариантах (3 автоматизированные методики).
После подсчета данных сравнивались результаты, и количество времени, занимаемое, на выполнение компьютерных методик и делались выводы об эффективности применения компьютерных методов в профориентации. Затрачиваемое время на обсчет данных в бланковом варианте составляет 1 час, а в компьютерном варианте происходит автоматически, так что фактор времени ничтожен.
Данная гипотеза подтвердилась в том что, в результате внедрения компьютерных методов профессиональной диагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных.
Оценка эффективности внедрения компьютерных технологий в профориентационной работе
Важной задачей для профконсультанта является повышение эффективности диагностирования с помощью компьютерных технологий.
Гипотеза работы: необходимо выяснить, снижается ли время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценивать эффективность работы можно с помощью сравнения использования бланковых методик с компьютерными.
Для этого необходимо:
Определить длительность проведения затрачиваемое на методики в бланковом и компьютерном вариантах.
Определить время, затрачиваемое на обсчет результатов.
Провести подсчет по каждому варианту.
1 Определение трудоемкости проведения мероприятий
Проводим тестирование на группе респондентов 20 человек. В бланковом варианте 7 методик, подсчет результатов проводится вручную. В компьютерном варианте 3 методики, подсчет результатов происходит автоматически. На каждый тест заполняется таблица со всеми результатами.
ТччБ = заполнение бланков + (подсчет результатов х 20 человек) + составление таблицы.
ТччБ = 8 + (5 х 20) + 7 = 1,9 ч.ч.
ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч.
ТччБ = 10 + (10 х 20) +7 = 3,6 ч.ч.
ТччБ = 15 + (15 х 20) + 7 = 5,3 ч.ч.
ТччБ = 10 + (10 х 20) + 10 = 3,7 ч.ч
ТччБ = 8 + (10 х 20) + 10 = 3,6 ч.ч.
ТччБ = 20 + (10 х 20) + 10 = 3,8 ч.ч.
Трудоемкость тестирования в базовом варианте ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч.
Расчет трудоемкости в проектируемом варианте осуществляется на компьютерах. Компьютерный класс оборудован 10 компьютерами, поэтому тестирование проводится в два этапа по 10 человек. В проектируемом варианте первые 4 методики проводятся бланковым методом, отсюда ТччБ = 1,9 + 5,3 + 3,6 + 5,3 + 3,7 + 3,6 + 3,8 = 16,1ч.ч. Три методики выполняются на компьютере.
ТччПР = 10 х 2 = 20 + (1 х 20) = 0,7 ч.ч.
ТччПР = 8 х 2 = 16 + (1 х 20) = 0,6 ч.ч.
ТччПР = 20 х 2 = 40 + (1 х 20) = 1 ч.ч.
Трудоемкость проектируемого варианта на компьютере
ТччПР = 0,7 + 0,6 + 1 = 2,3 ч.ч.
Итого трудоемкость проектируемого варианта
ТччПР = 16,1 + 2,3 = 18,4 ч.ч.
2 Расчет цены оргтехники
Стоимость компьютера 30 000 р., срок эксплуатации компьютера 5 лет.
Нормативное время работы компьютера в год 2 000 часов.
Цк = (30000 / 2000) / 5 = 3 х 2,3 = 6,9р.
3 Определение затрат на проведение мероприятий
3.1 Расчет заработной платы психолога
Заработная плата психолога составляет 20р. в час.
ЗПб = 20 х 27,2 = 544 р.
ЗПп = 20 х 18,4 = 368 р.
На заработную плату делаются начисления во внебюджетные фонды в размере 35,6 % от начисленной заработной платы.
Нзпб = 544 х 0,356 = 193,7 р.
Нзпп = 368 х 0,356 = 131,008 р.
3.2 Расчет амортизационных отчислений
Норма амортизационных отчислений на компьютер 12% в год от его стоимости. Сумма амортизации (А) на программу
А = 6,9 х 0,12 = 0,828 р.
3.3 Расчет затрат на ремонт и обслуживание компьютера (Рк)
Средняя стоимость ремонта и обслуживания принимается в размере 10% в год от стоимости компьютера.
Рк = 6,9 х 0,1 = 0,69 р.
Расчет затрат на картридж (К)
К = 1 300 / 2 000 х 2,3 = 1,49 р.
3.5 Расчет затрат на бланки (Бл)
Стоимость бланка для анкетирования 1 р.
Блб = 20 х 7 х 1 = 140 р.
Блп = 20 х 4 х 1 = 80 р.
3.6 Расчет затрат на электроэнергию (Эл)
Расчет электроэнергии для компьютера рассчитывается исходя их мощности токоприемника (N), времени работы (Т), цены (Ц) и поправочных коэффициентов.
N =0,4 кВт; Ц – 0,54 р/1 кВт; коэффициент загрузки по времени = 0,6; коэффициент загрузки по мощности = 0,5; коэффициент потерь в сети = 0,8; коэффициент полезного действия = 0,65.
РЭл = (0,4 х 0,6 х 0,5 х 0,8 х 2,3) / 0,65 = 0,34 р.
3.7 Расчет прочих расходов (Пр)
Прочие расходы принимаются в размере 80 % от затрат на заработную плату Пр = З.Пт х 0,8.
Прб = 544 х 0,8 = 435,2 р.
Прп = 368 х 0,8 = 294,4 р.
После определения расчета затрат определяется сумма затрат (З) на проведение мероприятий и экономия затрат. Расчет сводится в таблицу 1.