Центральный Дом Знаний - Я-концепция как социально-психологический феномен 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Я-концепция как социально-психологический феномен 1

Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен

2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»

Психология «Я - концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа.
Как уже отмечалось, «Я - концепция» - это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я - концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с той или инеи ситуацией. 
Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое поле, феноменологическое поле или жизненное пространство. Но, в конце концов, дело не в терминологии. В сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которые формируются в сознании каждого человека и, так или иначе, определяют его поведение. По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается перцептивными психологами как подлинная реальность. 
Итак, ведущий принцип феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Тем не менее, что человек воспринимает, это является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем. 
Например, ваше восприятие школьной действительности будет сильно различаться в зависимости от того, какого вы мнения о себе как об преподаватели или ученике. В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как нечто угрожающее, а первая парта в классной комнате - либо как место "под носом у учителя", либо как место, откуда лучше всего слышны его объяснения. Эта селективность (выборочность) восприятия также укрепляет перцептивную установку и тем самым затрудняет возможность изменить ее. 
2.2 Основные положения феноменологического подхода

Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я – концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение на языке феноменального поля субъекта - субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданные внешним наблюдателем. В целом, теория Я - концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичная психологическая реальность индивида - это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я - концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
Я - концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
С формированием Я - концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
Я - концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я - концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я - концепцией используются различные защитные стратегии.
Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в поддержании и повышении ценности своей Я – концепции.
Таким образом, феноменологическое направление теории личности выдвигает идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. 
Другой важный аспект - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. 
И наконец, люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Это четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество. 
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса.

2.3 Теория Карла Роджерса

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически, конструкт "Я" является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории личности и психотерапии, что некоторые психоаналитики определяют ее как "теорию Я".
Феноменологическая теория К. Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности. 
Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. 
Развитие Я-концепции по К. Роджерс
В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди (преодолевая психологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я не существует. 
Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания.
Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры). Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной (точка зрения Роджерса близка к взглядам Кули и Мида). Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. 
Самоактуализация
Как отмечалось ранее, отличительной чертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости.
Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична. По мнению Роджерс, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере. 

Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24