|
Управление инновационными проектами. Под ред. Попова В.Л.Управление инновационными проектамиПод ред. Попова В.Л.М.: Инфра-М, 2009. — 336 с. В учебном пособии проанализированы методологические и методические основы управления инновационными проектами - от возникновения идеи до ее реализации в условиях рыночных отношений. Рассмотрены особенности государственного регулирования инновационных процессов, определена связь инновационной деятельности со стратегическим управлением. Описаны все фазы выполнения инновационного проекта: инициирование, планирование, выполнение, завершение. Представлены различные аспекты управления инновационными проектами, в том числе управление маркетингом, бизнес-планирование, информационное обеспечение, финансирование инноваций, управление командой проекта, инновационное предпринимательство, правовое регулирование инновационной деятельности. Для студентов и аспирантов экономических и управленческих специальностей вузов, а также слушателей школ бизнеса и курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3Глава 1. ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5 1.1. Удовлетворение потребностей — основа развития общества 5 1.1.1. Потребности человека 5 1.1.2. Потребности коллективов людей и организаций 5 1.2. Термины и определения 7 1.3. Цели, виды инноваций и их классификация 13 1.3.1. Цели инноваций 13 1.3.2. Признаки инновации 14 1.3.3. Функции инноваций 14 1.3.4. Виды инноваций 15 1.4. Инновационный процесс и его жизненный цикл 21 1.5. Инновационные проекты 25 1.5.1. Определения «проект» и «управление проектами» 26 1.5.2. Основные признаки проекта 27 1.5.3. Окружение проекта 27 1.5.4. Жизненный цикл проекта и продукта 29 1.5.5. Основные компоненты проекта 30 1.5.6. Логика управления проектами 31 1.5.7. Процессы управления проектами 31 1.5.8. Участники проекта 32 1.5.9. Факторы, определяющие переход на управление проектами 32 1.5.10. Эволюция систем управления проектами 33 1.5.11. Критерии успеха проектного подхода 33 Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ 34 2.1. Содержание инновационной политики государства 34 2.1.1. Задачи государственной инновационной политики 37 2.1.2. Принципы государственной инновационной политики 38 2.1.3. Функции государственных органов в инновационной сфере 38 2.2. Основные направления инновационной политики 39 2.3. Взаимосвязь стратегического и проектного управления на предприятии 42 2.4. Особенности инновационной деятельности на российских предприятиях 44 2.5. Развитие венчурной индустрии в России 46 Глава 3. МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 49 3.1. Практика развития маркетинга на российских предприятиях 49 3.2. Разработка стратегий роста 51 3.2.1. Матрица Ансоффа 51 3.2.2. Матрица направления развития 52 3.2.3. Новая матрица БКГ 54 3.3. Разработка нового продукта 54 3.4. Процесс создания нового товара 59 3.5. Подходы к установлению цен на новую продукцию 66 3.6. Причины неудач новых продуктов 68 Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 70 4.1. Организационные структуры управления инновационными процессами 70 4.1.1. Структура управления инновационными процессами 70 4.1.2. Научно-производственная структура 73 4.2. Организационные структуры управления проектами 77 4.3. Организации, занимающиеся инновационной деятельностью 80 Глава 5. МЕТОДЫ ПОИСКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 93 5.1. Проектирование как вид творческой деятельности 93 5.2. Методы проектирования 94 5.2.1. Метод мозговой атаки 94 5.2.2. Фундаментальный метод Мэтчетта 96 5.2.3. Исследование потребителей 96 5.2.4. Поиск границ 97 5.2.5. Кумулятивная стратегия Пейджа 97 5.2.6. Функционально-стоимостный анализ 98 5.2.7. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов 99 5.2.8. Метод эвристических приемов 100 5.2.9. Морфологический анализ и синтез решений 100 5.2.10. Методы исследования структуры Проблемы 101 5.2.11. Метод переключения стратегии 101 5.2.12. Системотехнический подход к проектированию 102 5.2.13. Системная технология вмешательства 102 5.3. Системы автоматизации процесса проектирования 104 Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 105 6.1. Структура знаний управления проектами 105 6.1.1. Управление содержанием проекта 105 6.1.2. Управление временем 106 6.1.3. Управление стоимостью 107 6.1.4. Управление качеством проекта 108 6.1.5. Управление персоналом 109 6.1.6. Управление коммуникациями 112 6.1.7. Управление рисками 113 6.1.8. Управление поставками и контрактами 115 6.1.9. Управление интеграцией 116 6.2. Разработка концепции инновационного проекта 118 6.2.1. Формирование замысла проекта И 8 6.2.2. Предварительная проработка целей и задач проекта 119 6.2.3. Декларация о намерениях N9 6.3. Планирование проекта 120 6.3.1. Общие вопросы планирования 120 6.3.2. Создание структуры разбиения работ 120 6.3.3. Планирование времени 122 6.3.4. Планирование затрат 123 6.3.5. Документирование плана проекта 124 6.4. Реализация проекта 124 6.4.1. Мониторинг и контроль хода осуществления проекта 125 6.4.2. Осуществление корректирующих воздействий 126 6.4.3. Ведение переговоров 128 6.4.4. Разрешение конфликтов 128 6.4.5. Книга проекта 130 6.5. Завершение проекта 131 6.5.1. Общие вопросы завершения проекта 131 6.5.2. Закрытие контракта 132 6.5.3. Выход из проекта 133 Глава 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 135 7.1. Краткая характеристика профессиональных систем управления проектами 136 7.1.1. Система Microsoft Project 2002 136 7.1.2. Система Prlmavera Project Planner. 139 7.1.3. Система Open Plan 140 7.1.4. Система Spider Project 142 7.2. Сравнительная оценка основных программных комплексов 143 7.2.1. Компания Gartner Group» ее «магический квадрат» 143 7.2.2. Оценка системы Microsoft Project 2002 144 7.2.3. Оценка программного комплекса Primavera РЗе 145 7.2.4. Критерии оценки и характеристики основных программных комплексов [46 7.3. Технология работы в среде Microsoft Project при разработке инновационного проекта 148 7.3.1. Постановка задачи 149 7.3.2. Порядок работ при моделировании проекта 152 7.4. Применение методики РЕЯТдля моделирования проекта в условиях неопределенности 168 7.5. Вывод информации о проекте на печать 170 7.6. Проектные задачи 171 7.6.1. Основные понятия 172 7.6.2. Изменение типа планирования задач в Microsoft Project 173 7.6.3. Комбинации типа задач и опции ачанирования по ресурсам 174 7.7. Применение Project Expert при моделировании проекта 179 7.7.1. Задание общей информации о проекте 181 7.7.2. Задание основных сведений о предприятии 183 7.7.3. Задание финансового окружения 184 7.7.4. Календарное планирование проекта в модуле «Инвестиционный план» 186 7.7.5. Планирование сбыта продукции и обеспечения процесса производства 186 7.7.6. Обеспечение проекта финансированием 189 7.7.7. Результаты моделирования 193 7.7.8. Раздел «Анализ проекта» 194 7.7.9. Раздел «Актуализация» 203 7.7.10. Создание отчета в среде Project Expert 203 Глава 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 204 8.1. Инвестиции фирмы в процесс создания нововведений 204 8.2. Методы коммерческою финансирования инновационных проектов 205 8.3. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 212 8.4. Инструменты государственного финансирования инновационной деятельности 214 8.5. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 216 Глава 9. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 219 9.1. Понятие неопределенности и риска 219 9.2. Классификация проектных рисков 220 9.3. Компоненты управления рисками 223 9.3.1. Планирование управления рисками 224 9.3.2. Идентификации рисков 225 9.3.3. Качественный анализ рисков 226 9.3.4. Количественный анализ рисков 226 9.3.5. Планирование реагирования на риски 234 9.3.6. Мониторинг и контроль рисков 239 Глава 10. КОМАНДА ПРОЕКТА 241 10.1. Определения и основные понятия 241 10.1.1. Типы управленческих команд 241 10.1.2. Формирование синергического эффекта в команде 242 10.2. Лидерство в команде проекта 243 10.2.1. Формирование видения, определение целей и стратегий 245 10.2.2. Контроль рычагов власти 246 10.2.3. Поддержание лидерства 248 10.2.4. Захват уровней управлении людьми 253 10.2.5. Установление реального порядка 254 10.3. Подбор членов команды, распределение ролей, функциональные обязанности 257 10.3.1. Типы распределения функций в команде 257 10.3.2. Делегирование ответственности 258 10.4. Типологические особенности людей 261 10.5. Мотивация членов команды 269 10.6. Развитие командного взаимодействия 272 10.6.1, Стили управления командой 272 10.6.2, Фазы развития проекта 275 10.6.3, Критерии эффективно работающей команды 276 10.6.4, Этапы формирования управленческой команды 278 Глава 11. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 280 11.1. Понятие инновационного предпринимательства 280 11.2. Инновационная деятельность за рубежом и в России 283 11.2.1. Инновационная деятельность в США 284 11.2.2. Инновационная деятельность в странах Западной Европы 284 11.2.3. Инновационная деятельность в Японии 286 11.2.4. Инновационная деятельность в Южной Корее 288 11.2.5. Инновационная деятельность в России 288 11.3. Инновационное предпринимательство на уровне региона 290 11.4. Создание малого инновационного предприятия 295 11.5. Бизнес-планирование 298 Глава 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 309 12.1. Защита прав интеллектуальной собственности 309 12.1.1. Понятие интеллектуальной собственности 309 12.1.2. Авторское право 311 12.1.3. Промышленная собственность 312 12.2. Патентный закон Российской Федерации 312 12.3. Ноу-хау 318 12.4. Договоры в научно-технической сфере 321 Приложение. Обзор перспективных российских инноваций 324 Список литературы 328 |
Loading
|