|
Конспект урока математики по теме "Координатная прямая" для 6 классаЦели урока: обучающая – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел; показать распределение отрицательных чисел на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел развивающая – научить анализировать и систематизировать полученные знания; воспитывающая – воспитание интереса к предмету математика и к математике как к науке. Ход урока: Организационный момент. Анализ контрольной работы по теме: «Отношения и пропорции». (сообщить оценки, разобрать с учащимися задания, которые вызвали затруднения у наибольшего количества учеников). Сообщение темы урока. Задание. Решить ребус: Д О . . Н О О = У Ответ: минус. Минус поможет нам ввести понятие множества отрицательных чисел. Изучение нового материала. Обсудить с учащимися: где они встречались величинами, явлениями, которые могут меняться в разных направлениях? (например, вверх – вниз, изменение температуры, есть деньги – нет денег и т.д.). Найти значения выражений (устно): 25 – 12,5; 7 - 3 ; 12 – 22; 100 – 101; 14 – . Вывод: не получилось найти значения третьего и четвертого выражений. Вопрос: случается ли в жизни случаи, когда надо отнимать число большее, чем уменьшаемое? (Да. Учащиеся приводят примеры). Работа над новой темой. Давайте вспомним координатный луч. Дадим определение. Задание: начертить в тетради координатный луч так, чтобы начало луча располагалось приблизительно посередине тетради. За единичный отрезок возьмите длину 1 клетки. 0 1 2 3 4 5 6 7 Задание: отложим влево от данного координатного луча еще один координатный луч. Начала лучей должны совпадать. Направление второго луча не указываем. Единичный отрезок длина 1 клетки. Вопрос: какая фигура получится? (прямая). Обозначим ее АВ. 0 +1 +2 +3 +4 А О В Сколько лучей у нас получилось? (Два). Назовите их. (ОА, ОВ). Как они называются? (Дополнительные). Теория: Точка О называется точкой отсчета или началом координат и обозначает 0 (нуль). -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 + 2 + 3 +4 +5 + 6 А О В Теория. Числа, которые располагаются правее точки О – точки начало отсчета, называются положительными. Числа со знаком «+» называют положительными. Знак «+» не пишут. Пример: 1; 23; 0,65; 76 и т.д. Теория. Числа, которые располагаются леве точки О – точки начало отсчета, называются отрицательными. Числа со знаком «-» называют отрицательными. Перед отрицательным числом пишут знак «-». Пример: -2; -7,2; -103; -4 и т.д. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Нуль отделяет положительные и отрицательные числа. Положительное направление указывается стрелкой. Вопрос: как будут располагаться положительные и отрицательны числа в случае, если прямая расположена вертикально? Наглядный пример вертикальной прямой – это термометр. 4 3 2 1 0 -1 -2 -3 Теория. Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой. Задание: начертите координатную прямую, отметьте на ней начало отсчета, единичный отрезок, направление. Теория. Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой точки. Пример: -5 -3 0 1 4 А М О D Пишут: А(-5); М(-3); О(0); D(4). Читают: точка А имеет координату -5; точка М имеет координату -3 и т.д. Задание. Запишите в тетради: точка К имеет координату -9; точка Е имеет координату 3,7; точка А имеет координату -7 . Ответ: К(-9); Е(3,7); А(-7 ). Физкультминутка. Встаньте ровно. Потянитесь вверх столько раз, сколько лапок у двух гусей. Присядьте столько раз, сколько крыльев у двух ворон. Подпрыгните столько раз, сколько хвостов у трех коров. Садитесь за парту, улыбнитесь и с таким прекрасным настроением продолжим урок. Решение задач. № 891, 897, 904 (устно) из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Ченоков, С.И. Ш варцбург. Историческая минутка. О существовании отрицательных чисел знали люди в древней Индии в VII веке, их обозначали палочками черного цвета и называли «долг», «недостача», а положительные – толковались как «имущество». Решение задачи, расширяющей круг математических знаний и представлений № 911 из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Ченоков, С.И. Ш варцбург. Закрепление изученного материала. Задание: запишите в тетради 5 положительных и 5 отрицательных чисел. Задание: отметьте на координатной прямой точки: Вариант1. В(4,5), С(-3), F(7), К(-5,5); Вариант2. A(-0,5), D(6), S(-9), Н(3). После выполнения заданий учащиеся меняются тетрадями и самостоятельно проверяют их. Повторение изученного материала. № 917 (4) из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Прочитать и составить план решения задачи. Решение. 1)14%=0,14; 2)150∙0,14 = 21- трехместные лодки; 3)21: = 24 – пятиместные лодки. 4) 150 – (21+24) = 105 – четырехместные лодки. Ответ: 105 лодок. Подведение итогов. Домашнее задание. п. 26 (стр.147,148) разобрать и выучить правила, № 907, 917(3), 919. Список использованной литературы:
|
Loading
|