|
Урок математики "Решение задач по теме "Проценты" для 6 классаПроблема: «Жить или курить?». Форма урока: урок-повторение. Слайд №2 Цели урока: Развитие познавательного интереса к вычислению процентов; Отработка практических навыков при вычислении процентов; Развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора; Пропаганда здорового образа жизни на уроках математики. Слайд №3 Задачи: образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач; развивающая: развитие умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни»; воспитательная: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, формирование сознательного понимания актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?». План урока: Организационный момент - 2 мин. Повторение «Зарядка для ума».– 3 мин. Тест с сигнальными карточками – 5 мин. Решение задач– 15 мин. Минутка здоровья – 2 мин. Устная работа - 4 мин. Самостоятельная работа – 10 мин. Домашнее задание – 2 мин. Итог урока – 2 мин. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради. Ход урока. I. Вступительное слово. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая тему, которая в настоящее время является одной из самых актуальных для нашего общества. Это – курение. Мы узнаем о том, как вредно курение для нашего организма. Учёные, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Приобщение к табаку начинается всё в более раннем возрасте. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 – 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. По статистике, больше всех в мире курят россияне. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. На сегодняшний день в России курят две трети мужчин и около одной трети женщин. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем – модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?». На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов. II. Повторение. Слайд №4. Учитель: Проведём «Зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»): Слайд №5 III. Тест с сигнальными карточками. Учитель: По данным экспертов, табачный дым содержит 4000 вредных химических веществ, разрушающих организм. Среди них никотин один из сильнейших известных ядов, который вызывает физическую зависимость. Ребята, (Слайд №6) давайте определим % содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония 210, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дёгтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода. Ответ: синильная кислота-1%, табачный деготь- 15%, окись углерода – 9%, полоний 210-6% Учитель: Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек. При сохранении существующих тенденций в будущем цифры эти будут расти. Ожидается, что к 2030 году потребление табака будет уносить по 10 миллионов жизней в год и станет самой распространенной причиной смертности среди совершеннолетних. Невольно возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят? (Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».) IV. Решение задач. Слайд №7 Задача №1: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 10%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. Ответ: 332. Вывод: третья часть учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Слайд №8 Известно, что курить - здоровью вредить. Это нужно запомнить! Курение загрязняет лёгкие. Курение затрудняет проникновение воздуха в организм. Курение затрудняет нормальную работу сердца. От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах Задача №2: Слайд №9 При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному? Ответ: 2 заболевания- 14 учащихся; 1 заболевание – 6 учащихся. Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды? Задача №3: Слайд №10 Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года). Учитель: Дети, рождённые в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Учитель: Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребёнка, если родители курят. Задача №4. Средний вес новорожденного ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлите до единиц. (≈4%, ≈9%). Учитель: Ребята, я думаю, что вы согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придётся расплачиваться за легкомыслие родителей. V. Слайд №12 Минутка здоровья. Пальчиковая гимнастика. Доброе утро, здравствуй, Иван, Доброе утро, здравствуй, Степан, Доброе утро, здравствуй, Сергей, Доброе утро, здравствуй, Андрей, Доброе утро, здравствуй, Антон. VI. Устная работа. Учитель: Во всем мире идёт борьба с курением. В 140 странах мира были приняты законы, ограничивающие курение. 31 мая является всемирным днем без табака, который был провозглашён Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. В Америке некоторые фирмы вообще отказываются брать на работу курильщиков. Давайте выполним задачу и узнаем причину этого. Задача №5 Слайд №13. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у неё ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (32 ошибки; 48 ошибок). Учитель: Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. VII. Самостоятельная работа. Слайд №14 Задача №6. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 2005 году из 100 мужчин курили 65, а из 100 женщин – 30. На основе полученной информации определить количество курящих на конец 2009 года. (Ответ округлить до целого числа). (1-й вариант – мужчин, 2-й – женщин). Слайд №15 (Ученики выполняют взаимопроверку и делают выводы). Ответ: 73 мужчины; 34 женщины. Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошёл в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию. Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение». VIII. Домашне задание. Слайд №16 Учитель: Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Давайте запишем домашнее задание. Задача:: Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 рублей, ежемесячная зарплата 5000руб. (в месяце 30 дней). Домашнее задание ученики записывают в тетради. IX. Итог урока. Слайд №17 Учитель: А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены? Дайте оценку своей работы на уроке. (Ученики подводят итог урока). Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Но нам осталось сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А всё-таки – жить или курить?» Давайте выберем тот верный ответ, что необходим каждому из нас. Слайд №18 Вывод: Здоровье – самый лучший друг, Оно у каждого вокруг, Кто любит спортом заниматься И утром бодрым просыпаться. Кто любит фруктов много есть, Ведь витаминов в них не счесть! Здоров лишь тот, кому не лень Гулять на воздухе весь день. Здоровье будет пусть у всех, Здоровье – это ваш успех! Учитель: Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни. Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред. Спасибо за урок. До свидания. Литература: 1. И. М. Тараданова, О. Н. Моисеева Мир без наркотиков. Омск, 2003 2. В. Н. Ягодинский Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. Минск, 1986 3. Бросил курить — получи 1000!// Здоровье. 1998. № 6 4. А. Г. Хрипкова Д. В. Колесов Гигиена и здоровье школьника. М. Просвещение, 1988 5. Газета «Биология», 1997. № 36 |
Loading
|