Эффективное социально-экономическое
развитие страны, государственное
управление и регулирование связано с
необходимостью своевременного получения
и анализа полной, достоверной, научно
обоснованной официальной статистической
информации о социальных, экономических,
демографических, экологических и других
общественных явлениях.
Важную роль в механизме управления
экономикой выполняет статистика,
осуществляя сбор, научную обработку,
обобщение и анализ информации,
характеризующей развитие экономики
страны, культуры и уровня жизни населения.
В результате предоставляется возможность
выявления взаимосвязей в экономике,
изучения динамики ее развития, проведения
международных сопоставлений и в конечном
итоге – принятие эффективных
управленческих решений на государственном
и региональном уровнях. Поэтому в
системе экономического образования
особое место отводится изучению
статистики – базовой научной дисциплины,
формирующей профессиональный уровень
современного экономиста.
1. Общие положения
Курсовая работа является одним из
основных этапов самостоятельной работы
студентов. Цель выполнения курсовой
работы – закрепление и углубление
знаний по статистике, методическое
обеспечение статистического исследования
экономической проблемы. Изучение и
переработка теоретического материала,
сбор и обработка статистической
информации прямо связаны с изучением
дисциплин, предусмотренных учебным
планом специальности. Основной задачей
курсовой работы является статистическое
исследование социально-экономических
процессов на основе системы статистических
показателей.
В процессе выполнения курсовой работы
студент должен показать:
Знание основных экономических законов
и категорий.
Умение выбрать ключевые вопросы в
развитии объекта и методологии
исследования.
Способность формирования системы
экономических показателей, характеризующих
развитие объекта исследования.
Владение методикой статистического
анализа объекта исследования с
использованием основных
экономико-статистических методов.
5. Умение интерпретировать результаты
исследований.
2. Основные этапы работы
Курсовую работу следует выполнять
в следующей последовательности:
Выбор темы.
Подбор и ознакомление литературы по
избранной теме.
Составление предварительного варианта
плана.
Изучение литературных источников.
Составление окончательного варианта
плана работы, определение задач
исследования.
Сбор и обработка необходимого цифрового
материала, оформление его в статистические
таблицы.
Анализ полученных показателей,
формулировка выводов и предложений.
Оформление работы.
Защита курсового проекта.
Выбор темы. Студентам предоставляется
право выбора любой предложенной темы.
Не разрешается выполнять курсовую
работу на одну и ту же тему по одному
предприятию (региону).
По согласованию с руководителем и
заведующим кафедрой студент может
избрать для курсовой работы тему, не
входящую в рекомендованный кафедрой
перечень.
При выборе темы следует учитывать
научный и практический интерес, вызванный
работой студента в научных кружках,
докладами на семинарских занятиях,
курсовыми работами по смежным дисциплинам.
Темы курсовой работы должна увязываться
в перспективе с разработкой вопросов
в дипломной работе.
Подбор и ознакомление с литературой
по избранной теме. Подбирать литературу
по курсовому проекту следует сразу же
после выбора темы. Делать это надо
самостоятельно. Студент должен уметь
пользоваться каталогами и библиографическими
справочниками. Работая с
предметно-тематическими каталогам,
необходимо просмотреть не только
разделы, совпадающие с темой курсовой
работы, но и по темам, близким к избранной.
Следует создать свою картотеку по
курсовому проекту. На каждую работу
открывается отдельная библиографическая
карточка, с указанием автора, названия
издания, года издания, краткого
содержания. В карточку целесообразно
записать все литературные источники
по теме курсовой работы, независимо от
времени издания. Инструктивные материалы
используются только последних лет.
Список подобранной литературы должен
быть согласован с научным руководителем.
Составление первоначального плана.
На основе предварительной проработки
литературы студент самостоятельно
составляет первоначальный вариант
плана курсовой работы.
При составлении плана определяется
круг вопросов, которые будут рассмотрены
в отдельных параграфах, параграфам
даются соответствующие названия. Затем
необходимо рассмотреть содержание
каждого параграфа, определить
последовательность излагаемых вопросов.
Одна и та же тема может быть раскрыта
по-разному. Именно план работы раскрывает
ее содержание и характер.
Составленный план студента согласовывается
с руководителем курсовой работы.
Изучение литературы. После согласованного
с руководителем рабочего плана следует
приступать к детальному изучению
отобранной литературы, что предполагает
составление конспектов в виде выписок
(цитат).
Прочитав и законспектировав тот или
иной источник, следует продумать, где
могут быть использованы полученные
сведения. Такая систематизация позволяет
на основе практического анализа
отобранного материала более глубоко
и всесторонне осветить основные вопросы
темы.
Изучать литературные источники
рекомендуется в следующей последовательности:
учебники и учебные пособия; монографические
работы; журнальные статьи и инструктивные
материалы. Это позволяет постепенно
накапливать и углублять знания, идти
от простого к сложному.
Тщательное изучение литературы должно
быть завершено до подбора фактического
материала, так как только глубокое и
всестороннее ознакомление с вопросами
теории и практики по теме исследования,
позволит правильно подобрать и обработать
необходимую для курсовой работы
статистическую информацию.
Составление окончательного варианта
плана. Окончательный вариант плана
курсовой работы составляется после
детального изучения проблемы. Если по
ознакомлении с литературным источником
составлен новый вариант плана, он также
должен быть согласован с руководителем
курсовой работы. Окончательный вариант
плана курсовой работы должен быть
дополнен графиком его выполнения.
Сбор и обработка статистического
материала. Наиболее ответственным
этапом является сбор статистической
информации. От того, насколько правильно
и полно собран статистический материал,
во многом зависит качество выполнения
курсовой работы.
Сбор статистического материала
производится на предприятии, по данным
Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по
РМЭ, из статистических ежегодников, по
данным Интернет-ресурсов.
Обработанный, с применением основных
статистических методов материал,
оформляется в статистические таблицы.
Анализ полученных показателей,
формулировка выводов и предложений на
основе аналитического выравнивания,
индексного метода, корреляционно-регрессионного
анализа и расчетов перспективных
прогнозов
Правила оформления курсовой работы.
Оформительской стороне работы следует
уделять большое внимание. Небрежное и
неграмотное оформление снижает качество
работы, а также добросовестное отношение
автора к ней.
Страницы текста работы и включенные в
них иллюстрации, таблицы должны
соответствовать формату А4. Текст работы
следует печатать на одной стороне листа
белой бумаги через полтора интервала,
соблюдая следующие размеры полей: левое
– 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм,
нижнее – 20 мм. Цвет шрифта должен быть
черным, высота букв, цифр и других знаков
соответствовать кеглю 12–14. Объем работы
составляет 45–50 страниц.
Разрешается использовать компьютерные
возможности, акцентируя внимание на
определенных терминах и формулах, с
помощью шрифта разной гарнитуры.
Опечатки допускается исправлять
подчисткой или с использованием
штрихового корректора и нанесением
исправления черными чернилами или
тушью. Повреждения листов текста и
помарки не допускаются.
Нумерация разделов, пунктов, подпунктов.
Разделы, подразделы и пункты основной
части нумеруются арабскими цифрами с
точкой, начинаются с абзацного отступа.
Разделы имеют порядковую нумерацию.
Номер подраздела включает номер раздела
и порядковый номер подраздела, разделенные
точкой, например – 1.1. , 1.2. , 1.3. и т.д.
Номер пункта включает номер раздела,
подраздела и порядковый номер пункта,
разделенные точкой, например – 1.1.1. ,
1.1.2. , 1.1.3. и т.д.. Если раздел или подраздел
имеет только один пункт или пункт имеет
один подпункт, то их не нумеруют.
Оформление заголовков. Наименование
структурных частей работы (такие как
«Содержание», «Список сокращений»,
«Введение», «Заключение», «Список
использованных источников») служат их
заголовками. Они, как и заголовки
разделов основной части, располагаются
с абзацного отступа, но не нумеруются.
Заголовки должны четко и кратко отражать
содержание разделов, подразделов,
пунктов. Их печатают с абзацного отступа
с прописной буквы без точки в конце.
Если заголовок состоит из двух
предложений, их разделяют точкой. В
заголовках не допускаются переносы и
подчеркивания.
Следует применять, по крайней мере, три
стиля при оформлении работы: Основной
(для всего текста работы), Заголовок 1
(для заголовков структурных частей
работы и заголовков разделов, глав),
Заголовок 2 (для заголовков подразделов,
пунктов).
Нумерация страниц. Страницы нумеруют
арабскими цифрами, соблюдая сквозную
нумерацию по всей работе. Номер страницы
проставляют в центре нижней части листа
без точки. Титульный лист включают в
общую нумерацию страниц работы, но
номер на нем не проставляют. Иллюстрации
и таблицы, расположенные на отдельных
листах, также включают в общую нумерацию
страниц работы. Каждая структурная
часть работы, каждая новая глава (раздел)
основной части начинается с новой
страницы.
Иллюстрации. Диаграммы, схемы,
компьютерные распечатки располагаются
в работе непосредственно после текста,
где они упоминаются впервые, или на
следующей странице. Иллюстрации могут
быть в компьютерном исполнении, в том
числе и цветные. На все иллюстрации
должны быть даны ссылки в работе.
Нумерация их сквозная по всей работе
арабскими цифрами.
Иллюстрация обозначается словом
«рисунок». Порядковый номер рисунка и
его наименование проставляются под
рисунком посередине строки через тире,
например: Рисунок 2 – Динамика вкладов
физических лиц в кредитных организациях
РФ за 2000–2010 гг. Точка после названия
иллюстрации не ставится. При ссылках
на иллюстрации следует писать: «…в
соответствии с рисунком 2 …», а не «см.
рисунок 2».(......)