Урок
алгебры по теме "Арифметическая
прогрессия. Формула n-го члена"
Тип урока: урок изучения нового материала
Образовательные цели:
Расширить знания учащихся о числовых последовательностях, рассмотрев числовую последовательность особого вида – арифметическую прогрессию.
Вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Вырабатывать навыки, умения применения формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Развивающие цели:
Развитие памяти, внимания, интуиции, аналогии, логического мышления.
Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач
Развитие познавательного интереса учащихся
Воспитательные цели:
Способствовать совершенствованию навыков индивидуальной, фронтальной работы
Ход урока
1.Организационный момент.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»
3. Изучение нового материала.
Сравните члены числовых последовательностей в № 15.37(а, в)
Что вы заметили?
Под а) возрастающая; а под в) убывающая;
Под а) каждый член последовательности отличается от предыдущего на одно и то же число 5, а под в) каждый член последовательности отличается от предыдущего на одно и то же число – 4.
Последовательности, обладающие свойством: каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного того же числа, называют арифметическими прогрессиями.
- Что же такое арифметическая прогрессия? Каковы способы её задания? Какова формула n-го члена арифметической прогрессии?
- Какая учебная задача встаёт пред нами? (слайд 2)
Вернемся к № 15.37(а, в).
- Каким способом была задана последовательность по условию?
(Рекуррентным.)
- Каким способом вы задали арифметическую прогрессию?
(Аналитическим.)
-Какой способ «лучше», предпочтительней другого? ( Зависит от поставленной задачи. Например, нужно найти ,в первом случае надо найти предыдущие 99 членов последовательности. Эту работу можно существенно упростить, если удастся найти формулу n-го члена, т. е. перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии. Поэтому второй аналитический способ будет лучше.)
Выведем формулу n-го члена арифметической прогрессии.(.....)
5. Итог урока
Итак, наш урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленных целей?
Изучить определение арифметической прогрессии.
Научиться определять является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет.
Изучить формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Научиться применять формулу n-го члена арифметической прогрессии при решении задач.
Да достигли, но научились находить не все компоненты, входящие в формулу n-го члена арифметической прогрессии. Какую задачу поставим на последующие уроки?
- Научиться находить номер члена арифметической прогрессии, доказывать, что последовательность, заданная формулу n-го члена является арифметической прогрессии, выяснять является ли число членом арифметической прогрессии.
Дайте определение арифметической прогрессии. (......)
Список литературы:
А. Г. Мордкович. Алгебра - 9.Учебник, М.: Мнемозина, 2007.
А. Г. Мордкович. Алгебра - 9.Задачник, М.: Мнемозина, 2007.
Александрова Л. А. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы для общеобразоват. учреждений. Учеб. Пособие под ред. А. Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2004.
А. Г. Мордкович. Алгебра 7-9.: Методическое пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2004
Занина О. В.,Данкова И. Н. поурочные разработки по алгебре к учебному комплекту А. Г. Мордковича: 9 класс. – М.:ВАКО, 2007.