|
Рабочая программа по математике в 5 классе (УМК Виленкина Н.Я.)Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования. Рабочая программа по курсу математики в 5-м классе составлена для УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И. «Математика 5» (М.: Мнемозина, 2009), включённого в Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год, и рассчитана на 5 часов в неделю (170 ч.). Учебник «Математика 5» рекомендован Министерством образования и науки РФ. Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения математики ученик должен знать/понимать · существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; · существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; · как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; · как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; · как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; · вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов; · каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; · смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации; Арифметика уметь · выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; · переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; · выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; · округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; · пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; · решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; · устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; · интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; Учащиеся 5б класса – дети со средней математической подготовкой. Формы организации учебной деятельности учащихся носят индивидуальный характер, предусмотрена работа в парах, работа в малых группах. Временные рамки решения многих задач не ограничиваются одним уроком и допускают разные уровни достижения. Для дифференцированного подхода к учащимся используются разноуровневые к/р, домашние проверочные работы для учащихся. Для отработки и проверки знаний запланированы уроки с применением ИКТ (математические диктанты, тестовый контроль с применением программы Microsoft Excel, устный счет, объяснение нового материала). ÿТематическое планирование в 5б классе (5 часов в неделю; 170 часов) № п/п Наименование темы Номер и тема контрольной работы Всего часов Требования к уровню подготовки Примечание 1 Повторение курса начальной школы Стартовая к/р 5 Предусматривается проведение стартовой к/р и организация повторения курса начальной школы по ее результатам. 2 Натуральные числа и шкалы К/р №2 «Натуральные числа и шкалы» 17 Уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; пользоваться основными единицами длины, массы; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; сравнивать натуральные числа. В данной теме начинается изучение геометрического материала: вводятся понятия основных геометрических фигур. 2 Сложение и вычитание натуральных чисел К/р №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» 20 Уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел; находить значения числовых выражений; решать текстовые задачи. Вводятся обобщенные свойства сложения и вычитания, которые сформулированы в виде правил; вводятся понятия числового и буквенного выражения, рассматривается решение текстовых задач алгебраическим способом. 3 Умножение и деление натуральных чисел К/р №4 «Умножение и деление натуральных чисел» 21 Уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел; находить значения числовых выражений; - решать текстовые задачи; - находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; - записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки. Вводится понятие степени числа, квадрата и куба числа. 4 Площади и объемы 15 Развитию пространственного воображения способствует изучение прямоугольного параллелепипеда, знакомство с изображением его на листе бумаги; рассматривается формула для объема прямоугольного параллелепипеда, соотношения между единицами измерения объема. Учащимся предлагаются текстовые задачи, связанные с пространственным воображением. 5 Обыкновенные дроби К/р №5 «Обыкновенные дроби» 25 Уметь: - выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем 6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей К/р 6 «Сложение и вычитание десятичных дробей» 13 Уметь: - переходить от одной формы записи чисел к другой,, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной; - выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками, - округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений. Понятие «десятичная дробь» вводится как логическое продолжение изучения записи многозначных чисел. Изложение десятичных дробей строится на естественной математической базе с опорой на знания об обыкновенных дробях. Рассматриваются сложение и вычитание десятичных дробей, округление десятичных дробей. 7 Умножение и деление десятичных дробей К/р 6 «Умножение и деление десятичных дробей» 25 Уметь: - находить значения числовых выражений. Рассматриваются умножение и деление десятичных дробей, вводится понятие «среднее арифметическое 8 Инструменты для вычислений и измерений 13 Уметь - представлять проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; - решать текстовые задачи. Учитывая необходимость быстрых вычислений в практической деятельности, учащимся предлагается познакомиться с калькулятором. При изучении данной темы вводятся понятие «процент», рассматриваются задачи на проценты. 9 Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей 6 Учитывая возрастающую роль статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем в современной жизни, в 5-м классе начинаются формироваться некоторые представления комбинаторики. 10 Итоговое повторение Итоговая контрольная работа 10 Поурочное планирование № урока Тема Число уроков Повторение курса начальной школы 5 1 Повторение курса начальной школы: сложение и вычитание чисел 1 2 Повторение курса начальной школы: умножение и деление чисел 1 3 Повторение курса начальной школы: решение текстовых задач 1 4 Стартовая контрольная работа 1 5 Анализ ошибок стартовой к/р 1 Глава I. Натуральные числа §1. Натуральные числа и шкалы 17 6 Десятичная система счисления. Римская нумерация 1 7 Обозначение натуральных чисел 1 8 Запись и чтение натуральных чисел 1 9 Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения длины 1 10 Проверка устных вычислительных навыков 1 11 Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч 1 12 Построение геометрических фигур по заданным условиям 1 13 Шкалы 1 14 Единицы измерения массы. Выражение одних единиц измерения через другие 1 15 Координатный луч. Координаты точки 1 16 Построение точки по заданным координатам 1 17 Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча 1 18 Сравнение натуральных чисел 1 19 Решение текстовых задач на движение арифметическим способом. Единицы измерения времени, скорости. 1 20 Обобщающий урок по теме «Натуральные числа и шкалы» 1 21 Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа и шкалы» 1 22 Анализ ошибок к/р 1 §2. Сложение и вычитание натуральных чисел 20 23 Сложение натуральных чисел 1 24 Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, 1 25 Решение текстовых задач арифметическим способом 1 26 Решение примеров 1 27 Вычитание натуральных чисел 1 28 Свойства вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы 1 29 Решение текстовых задач 1 30 Числовые выражения 1 31 Буквенные выражения 1 32 Решение текстовых задач с помощью составления числовых и буквенных выражений 1 33 Буквенная запись свойств сложения и вычитания 1 34 Применение свойств сложения и вычитания при упрощении числовых и буквенных выражений 1 35 Проверка вычислительных навыков 1 36 Уравнение с одной переменной. Корень уравнения 1 37 Решение уравнений 1 38 Решение простейших текстовых задач с помощью уравнений 1 39 Решение текстовых задач с помощью уравнений 1 40 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 1 41 Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 1 42 Анализ ошибок к/р №3 1 §3. Умножение и деление натуральных чисел 21 43 Умножение натуральных чисел 1 44 Свойства умножения 1 45 Решение текстовых задач с помощью составления числовых выражений 1 46 Деление натуральных чисел 1 47 Запись буквенных выражений с применением деления и умножения 1 48 Решение задач с помощью уравнений 1 49 Деление с остатком 1 50 Проверка вычислительных навыков 1 51 Распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания 1 52 Упрощение выражений 1 53 Упрощение выражений при решении уравнений 1 54 Упрощение выражений при нахождении значений выражений 1 55 Упрощение выражений при решении текстовых задач с помощью уравнений 1 56 Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок 1 57 Арифметические действия над натуральными числами 1 58 Степень с натуральным показателем. 1 59 Квадрат и куб числа 1 60 Решение примеров на все арифметические действия 1 61 Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел» 1 62 Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» 1 63 Анализ ошибок к/р №4 1 §4. Площади и объемы 15 64 Представление зависимости между величинами в виде формул. 1 65 Формула пути 1 66 Решение задач на движение 1 67 Площадь. Формула площади и периметра прямоугольника 1 68 Площадь. Формула площади и периметра квадрата 1 69 Единицы измерения площади. Выражение одних единиц измерения площади через другие 1 70 Решение задач на вычисление площадей прямоугольника и квадрата 1 71 Вычисление площадей четырехугольников с помощью разбиения на части 1 72 Решение текстовых задач на применение формул площадей 1 73 Прямоугольный параллелепипед. Куб 1 74 Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед. Куб» 1 75 Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба 1 76 Единицы измерения объемов 1 77 Решение задач на вычисление объемов 1 78 Самостоятельная работа по теме «Площади и объемы» 1 Глава II. Дробные числа §5. Обыкновенные дроби 25 79 Окружность и круг 1 80 Доли. Обыкновенные дроби 1 81 Нахождение части от целого 1 82 Нахождение целого по его части 1 83 Сравнение дробей с общими знаменателями 1 84 Сравнение обыкновенных дробей с помощью координатного луча 1 (.....) |
Loading
|