О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ XI(XII) КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 20 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение. Они позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня (базового или профильного), на котором велось обучение по предмету. Образовательным учреждениям, не перешедшим на профильное обучение, рекомендуются примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, опубликованные в предыдущем году в журнале «Вестник образования» (№ 5–6, 2005) и размещенные в этом году на сайте журнала www.vestnik.edu.ru. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. № 135). Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: экзамен по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня, на котором велось обучение по предмету (базового или профильного). Экзаменационные билеты разработаны по 20 общеобразовательным предметам: 1. Русский язык 2. Литература 3. Иностранный язык 4. Алгебра и начала анализа 5. Геометрия 6. История России 7. Всеобщая история 8. Обществознание 9. Экономика 10. Право | 11. География 12. Физика 13. Химия 14. Биология 15. Естествознание 16. Информатика и ИКТ 17. Мировая художественная культура (МХК) 18. Технология 19. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 20. Физическая культура |
Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 25 билетов, каждый билет включает три вопроса (за исключением комплекта по естествознанию, где предложено по два вопроса в билете). К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки об особенностях проведения устного экзамена по предмету. В них объяснена принципиальная разница между комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета и комплектами, составленными с учетом профильного уровня изучения предмета, дана характеристика структуры экзаменационного билета в целом, прокомментированы различия первого, второго и третьего вопросов билета. Во всех пояснительных записках указано примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, описаны подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер, даны разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения. Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер: общеобразовательное учреждение имеет право в экзаменационный материал внести изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение; частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать собственные экзаменационные материалы для проведения экзаменов по выбору в устной форме. Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления. Руководитель В. БОЛОТОВ Вестник образования № 5–6 26.Март, 2006 РУССКИЙ ЯЗЫК – XI класс Устный экзамен по русскому языку в XI классе является экзаменом по выбору и обычно проводится по билетам. Разработанные билеты для сдачи экзамена по русскому языку выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации могут быть использованы как на базовом, так и на профильном уровне. Предлагаемые экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов, их подбор в билете определяются общими задачами обучения русскому языку на базовом и профильном уровнях. На экзамене по русскому языку выпускник имеет право пользоваться различными типами словарей. Примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу: – 20–30 минут по билету комплекта базового уровня; – 30–40 минут по билету комплекта профильного уровня. Данные экзаменационные билеты являются примерными и могут быть изменены в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по русскому языку: частично изменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Содержание экзаменационных билетов Экзаменационный билет по русскому языку состоит из трех вопросов. Первый вопрос билета теоретический. Он сформулирован таким образом, что проверяет не только определенные знания в области языка, но и коммуникативные умения учащихся: ответ на этот вопрос потребует от учащегося составления устного связного высказывания, плана (простого, сложного, тезисного). Второй и третий вопросы практические. Второй вопрос потребует от учащегося информационно-смысловой переработки текста, его лингвистического анализа. Анализ текста может быть проведен по следующим параметрам: • информационно-смысловой и композиционный анализ текста (определение темы, проблемы, главной мысли текста, количества микротем, составление плана и т.п.); • стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); • типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); • языковой анализ отдельных элементов текста (лексический анализ указанных учителем слов или фразеологизмов; анализ указанных грамматических средств, характерных для того стиля речи, к которому относится анализируемый текст; орфографический и пунктуационный анализа выделенных фрагментов текста). Возможный вариант второго вопроса билета. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. (1)"На упаковки всех товаров сейчас нанесены некие цифры, черные и белые вертикальные полосы. (2)Это так называемый штриховой код, с помощью которого зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. (3)Но если сам код уже не вызывает удивления у искушенных покупателей, то его расшифровка представляется тайной за семью печатями. (4)А между тем никакой тайны нет. (5)Несмотря на то что начальное упоминание о штриховом кодировании относится к тридцатым годам (в Гарвардской школе бизнеса была защищена соответствующая диссертация), впервые на практике коды применили железнодорожники США лишь в шестидесятые годы, когда в очередной раз проводили «опознание» (идентификацию) железнодорожных вагонов. (6)С развитием микропроцессорной техники дело с кодами пошло значительно быстрее. (7)И уже в 1973 году США приняли универсальный товарный код, пригодный для использования как в промышленности, так и в торговле. (8)Не очень отстала от Америки Европа: в 1977 году сначала на европейском континенте, а затем и на других утвердилась европейская система кодирования. (9)Согласно этой системе каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий обычно из тринадцати цифр. (10)Первые две цифры скрывают страну происхождения продукта, следующие пять – предприятие"изготовителя, еще пять – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. (11)Последняя цифра – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. (12)Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводятся три знака, а для кода предприятия – четыре. (13)Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр. (14)Как правило, код страны присваивается специальной международной ассоциацией. (15)Что касается бывшего СССР, то в 1987 году эта организация закрепила за ним десять трехзначных кодов. (16)Их желательно знать потенциальному покупателю. (17)Понятно, рядовой потребитель, не вооруженный специальными справочниками, не в состоянии по одному только коду определить изготовителя товара. (18)Впрочем, нет в этом ни малейшей необходимости. (19)Главное – знать страну происхождения, знать, что товар не поддельный." (347 слов) Примерный план анализа текста. 1. Вслух прочитайте текст, соблюдая правильную и выразительную интонацию. 2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его. 3. Выделите в тексте абзацы и составьте план. 4. Определите, к какому стилю речи и функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Обоснуйте свою точку зрения, приведите в качестве аргумента 2–3 примера из текста. 5. Объясните значения выделенного слова. Составьте два предложения с этим словом так, чтобы оно было употреблено в разных значениях. 6. Укажите 2–3 языковых средства, характерные для стиля речи, к которому относится данный текст. 7. Найдите в тексте все примеры слов на орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи» и объясните их правописание. 8. Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения. Третий вопрос билета ориентирует выпускника на устный пересказ прочитанного и проанализированного текста. Вид пересказа (сжатый, подробный, тезисный) определяет учитель в зависимости от специфики предлагаемого для анализа текста. При подборе текста для анализа необходимо руководствоваться следующими требованиями: Содержание текста • должно соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности, законченности); • должно учитывать возрастные особенности выпускника, не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; • должно содержать четко выраженную основную мысль, логически обоснованную систему ее развития и четко представленные микротемы; • не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам. Языковое оформление текста • текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи; • языковые особенности текста должны ярко отражать стилевую специфику текста; • примерный объем текста 300–400 слов. Оценка ответа учащегося* * Данные рекомендации опираются на нормы оценки, данные в сборнике: Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку: Сб. статей из опыта работы: Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 1986. Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета. При оценке ответа ученика на вопрос следует руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа; 4) владение навыками языкового анализа. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; владеет навыками языкового анализа. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого; допускает ошибки при проведении языкового анализа. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые свидетельствуют о серьезном непонимании темы и слабом владении практически важными умениями и навыками. Билет № 1 1. Расскажите об особенностях подготовки к докладу (тему доклада определяет учитель). 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 2 1. Расскажите об особенностях подготовки и написания реферата. Свой ответ иллюстрируйте примером. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 3 1. Расскажите об основных требованиях к устной речи выступающего. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 4 1. Расскажите об особенностях подготовки аннотации. Свой ответ иллюстрируйте примером. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 5 1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля: рецензия, реферат. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 6 1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля речи: тезисы, конспект. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 7 1. Объясните, в чем сходство и различие следующих жанров официально-делового стиля речи: заявление, доверенность, расписка. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 8 1. Объясните, в чем сходство и различие следующих жанров официально-делового стиля речи: деловое письмо, резюме, объявление. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 9 1. Объясните, в чем сходство и различие следующих жанров публицистического стиля речи: рецензия, эссе. Свой ответ иллюстрируйте примерами. 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 10 1. Составьте тезисный план на тему «Признаки научного стиля речи, сферы его использования и назначение». 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 11 1. Составьте тезисный план на тему «Признаки разговорной речи, сферы ее использования и назначение». 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. Билет № 12 1. Составьте тезисный план на тему «Признаки официально-делового стиля речи, сферы его использования и назначение». 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану. 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. |