|
Сартан Г.Н. Тренинг командообразованияСартан Г.Н. СПб.: Речь, 2005. —187 с. В
книге представлен эксклюзивный материал,
основанный на практическом опыте автора.
В течение семи лет под его руководством
на предприятиях велась работа по
формированию команд. В результате
автором создана уникальная методика,
названная «Технология "SNED". Это
методика управления динамикой группы
с целью создания энергетически ресурсной,
самоорганизующейся команды. Целью
работы подобных команд является
направленность на результат через
решение целей и задач той компании, в
которой они находятся.Материал изложен доступным языком. Каждое теоретическое положение проиллюстрировано примерами реальной практической работы автора. С помощью данной книги консультанты, тренеры и менеджеры но персоналу смогут обучиться не только проведению тренинга командообразования, но и полному циклу формирования команд в реальных условиях предприятий. Руководители смогут провести самостоятельную диагностику своего коллектива с целью выбора средств и методов более эффективного управления. Теоретический и практический материал, изложенный в книге, не имеет аналогов в зарубежной и российской практике и является полностью авторской разработкой. ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 7 Благодарности........................................................................................................................ 9 Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ ........................................ 10 Командообразование как необходимое условие создания самообучающейся компании 10 Командный стиль руководства................................................................................................. 14 Самодисциплина и саботаж ..................................................................................................... 18 Влияние лидера на психологический климат предприятия.............................................. 20 Изменения в «застрявших» компаниях.................................................................................... 26 Работа с секретами на предприятии ....................................................................................... 27 Результаты секретов.......................................................................................................... 28 Треугольники в общении ........................................................................................................... 28 Работа с дисфункциональными треугольниками................................................................ 30 Способы выхода из треугольников........................................................................................... 31 Проекции в общении................................................................................................................... 33 Критерии здорового предприятия............................................................................................. 34 Выводы.......................................................................................................................................... 34 Глава 2 СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД НА ПРЕДПРИЯТИИ ............................................ 36 Современное состояние консалтинговых услуг...................................................................... 36 Цели, задачи и процедура проведения организационной диагностики 42 Проведение и обобщение результатов интервью 43 Проведение анкетных опросов. Анализ результатов ............................................................ 46 Критерии неготовности предприятия к командообразованию........................................... 53 Особенности послетренингового сопровождения .................................................................. 56 Выводы.......................................................................................................................................... 61 Глава 3 ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ....................................................................................................... 63 Динамика групповых процессов на предприятии................................................................... 63 Начальный этап группового развития............................................................................. 64 Переходный этап группового развития........................................................................... 66 Продуктивный этап группового развития...................................................................... 67 Управление групповой динамикой в тренинге командообразования ... 69 Начальный этап 70 Вводная стадия....................................................................................................... 70 Конфликтная стадия............................................................................................. 73 Стадия работоспособности.................................................................................. 75 Стадия истощения................................................................................................. 77 Переходный этап 78 Стадия открытого конфликта............................................................................. 78 Стадия истощения конфликта........................................................................... 80 Стадия анализа конфликта................................................................................ 80 Продуктивный этап 81 Стадия ощущения группы.................................................................................... 82 Креативная стадия................................................................................................. 82 Завершающая стадия............................................................................................ 82 Цели и задачи тренера................................................................................................................ 83 Виды конфликтов........................................................................................................................ 86 Виды обучения ............................................................................................................................. 87 Выводы.......................................................................................................................................... 89 Глава 4 ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ ..................................................... 90 Направленность тренера и осознание целей.......................................................................... 91 Подготовка к восприятию новых знаний................................................................................. 92 Первый этап — настройка тренера на определенные эмоциональные состояния ....................................................................................... 93 Опыт тренера........................................................................................................................ 93 Внимание и действие тренера......................................................................................... 93 Покой и азарт тренера........................................................................................................ 94 Сонастройка тренера на группу......................................................................................... 95 Сочувствие, смелость и самоотверженность тренера................................................. 96 Духовное единение тренера и группы.............................................................................. 97 Второй этап — специальные упражнения и формы воздействия..................................... 98 Личность тренера ................................................................................................................ 98 Отношение тренера к своим ошибкам............................................................................ 99 Ограничения тренера ...................................................................................................... 101 Профессиональное общение тренера.......................................................................... 101 Отношение тренера к критике ....................................................................................... 103 Скорость и темп тренера в группе ................................................................................ 104 Паузы в работе тренера.................................................................................................. 104 Влияние тренера на изменения в группе .................................................................... 105 Цели тренинга и удержание их..................................................................................... 106 Третий этап — осознание степени совершенства и ответственности 106 Наличие истинной уверенности.................................................................................... 106 Умение использовать групповой опыт......................................................................... 108 Решение проблем группы, а не своих........................................................................... 108 Энергетическая взаимосвязь с группой....................................................................... 109 Использование интуиции............................................................................................... 110 Наличие нескольких позиций восприятия................................................................. 110 Разделение ответственности с группой....................................................................... 111 Выводы........................................................................................................................................ 112 Глава 5 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА КОМАНДООБРА30ВАНИЯ «SNED» ................................................................................... 113 Работа с группой на начальном этапе.................................................................................... 113 Обратная связь в начале тренинга................................................................................ 114 Эмоциональное состояние участников тренинга....................................................... 115 Роль тренера ..................................................................................................................... 117 Правила групповой работы............................................................................................. 117 Паузы.................................................................................................................................. 120 Подбор упражнений для начального этапа................................................................. 121 Виды конфликтов начального этапа............................................................................ 123 Формирование навыков анализа................................................................................... 127 Роли и маски в группе..................................................................................................... 127 Работа с группой на переходном этапе ................................................................................. 129 Работа с группой на продуктивном этапе ............................................................................. 138 Роль тренера ..................................................................................................................... 139 Конфликт на продуктивном этапе................................................................................ 142 Роли на продуктивном этапе.......................................................................................... 143 Правила на продуктивном этапе................................................................................... 144 Результаты тренинга. Обратная связь ....................................................................... 145 Наиболее часто встречающиеся вопросы тренеру............................................................. 146 Выводы....................................................................................................................................... 147 Заключение................................................................................................................................. 149 Приложение 1 Исследование готовности коллектива к формированию команды ...................................................................................................... 152 Приложение 2 Интервью для проведения организационной диагностики ............................................................................................................................... 153 Приложение 3 Анкета «Уточнение целей и задач формирования команды»..................................................................................................................................... 154 Приложение 4 Технология «SNED». Формирование команды на предприятии под цели и задачи руководства ............................................................................................. 157 Приложение 5 Игры для тренинга командообразования ............................................................................. 164 Начальный этап групповой динамики................................................................................... 164 «Животные» ...................................................................................................................... 164 «Вампиры»......................................................................................................................... 164 «Вагончики» ...................................................................................................................... 165 «Молчащее и говорящее зеркало»................................................................................ 166 «Отгадать загаданного члена»....................................................................................... 167 «Джаз и симфонический оркестр»............................................................................... 167 «Объединяемся».............................................................................................................. 169 «Дрессированный дельфин»......................................................................................... 169 Переходный этап групповой динамики................................................................................ 170 «Несуществующее время»............................................................................................. 170 «Веревка» .......................................................................................................................... 171 «Необитаемый остров».................................................................................................. 172 Продуктивный этап групповой динамики............................................................................ 173 «Веревка» .......................................................................................................................... 173 «Необитаемый остров».................................................................................................. 174 «Герб группы».................................................................................................................... 175 «Проблемы предприятия»............................................................................................. 175 Список литературы................................................................................................................... 177
|
Loading
|