Центральный Дом Знаний - Скрипкина Т.П. Психология доверия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Скрипкина Т.П. Психология доверия

Скрипкина Т.П. 

Год: 2000
Издательство: Академия
ISBN: 5-7695-0647-4
Серия: Высшее образование
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 265
В пособии исследована сущность такого целостного социально-психологического явления, как доверие в жизни человека. Проанализированы условия его возникновения, закономерности функционирования, характеристики проявления.
Может быть полезно педагогам, практикующим психологам и социальным работникам.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Нас мотает от края до края, По краям расположены двери, На последней написано «знаю», А на первой написано «верю». И одной головой обладая, Никогда не войдешь в обе двери, Если веришь, то веришь, не зная, Если знаешь, то знаешь, не веря...

А. Макаревич

Цель данного учебного пособия — показать место, роль, функ­ции доверия как целостного социально-психологического явле­ния в жизнедеятельности человека. Как отмечает ряд авторов, мировая социальная психология осмысливает явление доверия как базовый элемент взаимодействия на всех уровнях социаль­но-психологических общностей людей, поэтому ему придается очень большое значение. Как отмечает П. Н. Шихирев в недавно вышедшем пособии по социальной психологии, 90-е годы XX сто­летия можно считать годами доверия в зарубежной социальной психологии.

В настоящем пособии изложены основные положения, связан­ные с поиском условий возникновения, закономерностей функ­ционирования, характеристик проявления доверия в жизни чело­века. Доверие рассматривается с точки зрения целостного взаимо­действия системы «Человек и Мир». Акцент делается на том, что при всем многообразии феноменологических проявлений дове­рия условия его возникновения, характеристики функциониро­вания и закономерности существования остаются универсальны­ми во всех сферах жизнедеятельности человека, а потому оно вы­ступает базовым условием целостного взаимодействия человека с миром.

Данное пособие является первой попыткой в отечественной социальной психологии ответить на следующие вопросы: Что же такое доверие? Каковы его внутренние психологические механиз­мы, какие функции оно выполняет в жизни человека? Почему оно то возникает, то исчезает, на что направлено, в каком про­странстве существует, на какие явления распространяется?

Текст состоит из нескольких взаимосвязанных частей, в кото­рых последовательно решается задача показать, сколь важные функции выполняет доверие в жизни человека. Оказывается, что осмысление роли доверия в бытии человека можно осуществить, только последовательно решая несколько рядов задач.

Первый ряд задач посвящен анализу тех контекстов, внутри ко­торых проблема доверия постоянно присутствует, является услови­ем самого существования определенных социально-психологиче­ских явлений. С целью уточнения места доверия в системе научных понятий и категорий рассмотрено соотношение понятий «вера» и «доверие». Анализ литературы позволил выдвинуть предположение, что доверие является самостоятельной формой веры, связанной с априорным отношением субъекта доверия к значимым объектам или их свойствам как к безопасным (или надежным).

Второй ряд задач связан с определением места доверия в струк­туре взаимодействия человека с миром. Анализ начинается с рас­смотрения макросистемы «Человек и Мир», ибо давно известно, что первая базовая установка младенца, позволяющая ему испы­тывать чувство комфорта от процесса жизни — это «доверие к миру» (Э. Эриксон). Анализ исследований, выполненных в рамках изучения системы «Человек и Мир», позволил сделать вывод, что поскольку человек одновременно обращен и в мир, и в себя (М. Мамардашвили), доверие к миру онтологически связано с до­верием к себе и иначе существовать не может. Человек перестает жить в гармонии с собой и миром, абсолютизация любого из по­люсов приводит к утрате связи либо с миром, либо с самим со­бой. Таким образом, доверие — это фундаментальное условие вза­имодействия человека с миром. Но соотношение уровня доверия к миру и доверия к себе находится в состоянии подвижного рав­новесия, которое постоянно нарушается. Нарушенное равновесие стремится к обретению его снова и снова, благодаря чему и про­исходит изменение, развитие личности, с одной стороны, и по­знание и преобразование мира, с другой.

Следующий ряд задач связан с попыткой осмысления доверия к себе как относительно самостоятельного феномена человеческой субъектности. В рамках анализируемой проблемы доверие к себе выглядит как способность человека относиться к себе, к своей субъектности, т.е. к своим внутренним желаниям, потребностям, взглядам, собственным переживаниям как к ценности. Только отношение человека к себе как к ценности способно расширять меру индивидуальной свободы и связанной с ней личной ответственно­сти. В целом способность доверять себе можно обозначить как спо­собность к творческой самоорганизации собственной жизни, спо­собность овладения собой и своей жизнью. Но доверие к себе не должно быть абсолютным, иначе утрачивается связь с миром. Человек живет, сохраняя это зыбкое соотношение между доверием к миру и доверием к себе. Поиск оптимальной меры доверия к себе — предмет философской рефлексии уже на протяжении нескольких веков. Но, видимо, человечество никогда не найдет оптимального соотношения между общечеловеческим, родовым и индивидуальным. Уже не одно столетие человечеству известно, что противоречие между ними является страшной «психологической ловушкой», а потому причиной серьезных психологических травм и расстройств. Вывод, давно сделанный учеными, работающими в рамках гума­нистического подхода, заключается в том, что необходимо само­познание и самовоспитание, целью которого является самостоя­тельность мышления, трезвое осознание сочетания своих желаний и возможностей и умения противостоять навязываемым мнениям, внушениям. Только такая позиция дает человеку гарантию стать «самим собой» и никому не доверять свою судьбу, а распоряжаться ею самому и никого не винить за свои ошибки, кроме себя самого. Только такая позиция способна помочь человеку в поиске собствен­ного аутентичного бытия, стать истинным «субъектом жизни» (С.Л.Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). Таким образом, доверие к себе самым непосредствен­ным образом связано с личностной идентичностью.

И наконец, доверие к другому возможно осмыслить как част­ный случай доверия к миру, ибо при взаимодействии с другим этот другой становится той частью мира, с которой взаимодей­ствует человек. Поскольку доверие связано с безопасностью и значимостью того, кому доверяют, доверие можно рассматри­вать как специфический вид ценностного отношения, в данном случае к другому человеку. Но так как человек одновременно обращен и в мир, и в себя, то уровень доверия к другому прояв­ляется в соотнесенности ценностных отношений к себе и к кон­кретному другому у каждого из взаимодействующих субъектов. Такой подход позволил понять, почему для столь разных фено­менов межличностного взаимодействия, как дружба, авторитет­ность, кооперативность, вражда, зависимость и некоторых дру­гих, доверие или его отсутствие является фоновым условием самого их существования.

Все эти положения позволили осмыслить доверие как важней­шее явление, выполняющее в жизни человека весьма фундамен­тальные функции.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................3

Глава 1. Доверие в контексте социально-психологических

и психологических исследований....................................................6

§ 1. Особенности исследования доверия в контексте

отечественных психологических и социально-психо­логических исследований.....................................................6

§ 2. Трактовка проблемы доверия в зарубежных психоло­гических исследованиях.......................................................14

§ 3. Доверие к себе и доверие к другому в контексте психо­терапевтических и психокоррекционных практик...........26

Глава 2. Проблема доверия: междисциплинарный подход...........................45

§ 1. Доверие как этическая категория морали...........................45

§ 2. Доверие в социологических исследованиях........................49

Глава 3. Философская категория веры и этическая категория доверия.....54

§ 1. Психосемантический анализ понятий «вера»

и «доверие»............................................................................54

§ 2. Развитие категории «вера» в зарубежной

и отечественной философии и психологии.......................59

§ 3. Современные философские воззрения на сущность веры и доверия...............................................................................67

Глава 4. Проблема соответствия доверия к миру и доверия к себе............75

§ 1. Доверие как явление, имеющее двухполюсную природу ... 75 § 2. Мера доверия и стратегии поведения человека..................87

Глава 5. Доверие к себе — субъективный феномен личности......................98

§ 1. Философская рефлексия об антиномии родовой и индивидуальной сущности человека как попытка философского решения проблемы доверия к себе............98

§ 2. Идея доверия к себе в контексте экзистенциальной

философии..........................................................................109

§ 3. Методологические основания выделения доверия к себе как относительно самостоятельного феномена личности..............................................................................118

§ 4. Теоретико-психологические подходы к обоснованию

доверия к себе как субъектного феномена личности ... .126

§ 5. Феноменологические особенности доверия к себе как

субъектного образования личности...................................139

§ 6. Интерпретация и реинтерпретация личностной

феноменологии с точки зрения доверия к себе...............144

§ 7. Доверие к себе — субъектное образование личности

(теоретическая модель феномена)......................................161

§ 8. Доверие к себе — эмпирические корреляты.....................170

Глава 6. Теоретико-эмпирический анализ доверия к другому...................181

§ 1. Доверие к другому как условие социально-психологи­ческого отношения и общения..........................................181

§ 2. Психологические модели доверия и его формально-динамические характеристики..........................................197

§ 3. Психосемантический портрет другого как объекта

доверия...............................................................................209

§ 4. Феноменологическое поле в переживании доверия

к другому..............................................................................215

§ 5. «Я-доверие» и «мне-доверие» — неконгруэнтность межличностных и социально-психологических отношений.........................................................................219

Глава 7. Место и роль доверия в психологии...........................................224

§ 1. Доверие в предметном поле социально-психологических

явлений...............................................................................224

§ 2. Социальные функции доверия...........................................233

Заключение................................................................................................236

Приложения.............................................................................................238

Библиография..........................................................................................245

Loading

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24