Программа по развитию творческого и логического мышления
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Благодатный детский возраст 7-10 лет открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего, ставится акцент в большинстве российских и американских школ, где учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:
степени точности ответов;
степени подробности;
скорость выполнения задач;
аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).
Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.
Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верный решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, логики;
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления;
система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Данная программа расчитана на 136 учебных часов. Занятия проходят 2 часа в неделю во втором классе и 2 часа в неделю в 3 классе. Продолжительность занятий 45 минут.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
1. « Учись играючи»
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные ( логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы ( с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
2. « Калейдоскоп»
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
3. «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках
сочинение своих сказок.
3. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
вставить пропущенное ключевое слово;
опрос по «цепочке»;
цифровой диктант;
графический диктант;
маршрутная карта;
обнаружение ошибок ( фактических и логических) и их исправление;
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
организация цепочки отвечающих;
комбинированная эстафета и т.д.
4. ПОДБОР ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙ
В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах. Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
задачи с неполным условием;
с избыточными условиями;
открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
творческие задания.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.
НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ ЛОГИКА.
Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них. Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, результаты оцениваются независимым жюри.
Для того чтобы не потеряться в море информации нужно иметь надежный дом ( графический лист учета ЗУН) т.е. рейтинг-окно.
Рейтинг-окно отражает набранный ребенком к концу учебного года балл, что позволяет более ровно формировать группы следующего года обучения. По итогам года детям вручаются значки.
Данная система дает:
УЧИТЕЛЮ – возможность отслеживать пропущенные ребенком по уважительной причине или неотработанные темы и задания, соревновательный момент.
РЕБЕНКУ – всегда четко видеть на своем личном бланке, как свои успехи, так и то, что можно отрабатывать в случае оставшегося времени.
РОДИТЕЛЮ – даже не владеющему спецификой предмета, легко видеть успехи своего ребенка в наглядной и доступной форме; всегда видна им программа обучения в данном модуле на данный этап времени.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
||
2-й класс |
3-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
|
1 |
Рассуждения о вещах. |
Рассуждения о вещах. |
3ч. |
3ч. |
2 |
Интеллектуально-познавательная игра «Откуда берутся вещи?» |
Интеллектуально-творческая игра «Волшебные вещи» |
2ч. |
2ч. |
3 |
Фирменные знаки (решение ребусов, поиск девятого) |
Тайны шифра (чтение и составление ребусов). |
3ч. |
3ч. |
4 |
Урок – сказка « Мы стали
невидимками». |
Составление алгоритма
сказок. |
4ч. |
4ч. |
5 |
Сравнительный анализ сказок ( бытовые и волшебные). Сказка в иллюстрациях. |
Сочинение своих сказок.
|
4ч. |
4ч. |
6 |
Рифма. |
Буриме. |
6ч. |
6ч. |
7 |
Конкурс стихов. |
Конкурс стихов. |
1ч. |
1ч. |
8 |
Вычислительные методы (решение и составление магических квадратов). |
Система счисления. |
4ч. |
6ч. |
9 |
Решение логических задач. |
Тренируем память, внимание. |
4ч. |
3ч. |
10 |
Решение закрытых задач. |
Решение открытых задач. |
8ч. |
8ч. |
11 |
Танграммы. |
Задачки от Григория Остера. |
2ч. |
2ч. |
12 |
Логленд (логический марафон). |
Математическая эстафета. |
2ч. |
2ч. |
13 |
Игры – путешествия. |
Интеллектуально – познавательный конкурс-сказка по информатике и логике на базе пакета «информационная культура». |
3ч. |
4ч. |
14 |
Буквы и слова. Странствия по пословицам и поговоркам. Читаем скороговорки. |
Буквы и слова. |
5ч. |
3ч. |
15 |
Составление слов. |
Реклама на коробках. |
3ч. |
3ч. |
16 |
Игра «Поле Чудес». |
Проект « Карта путешествий по народным промыслам» |
1ч. |
4ч. |
17 |
Проект книги «Все обо всем». |
Экскурсия в музей народно-прикладного искусства. |
4ч. |
1ч. |
18 |
Диафильмы. Мои любимые мультфильмы. |
Связь искусства с музыкой, литературой, театром, кино. |
3ч. |
3ч. |
19 |
Я – аниматор! |
Я – режиссер! |
4ч. |
4ч. |
20 |
Сюжетная игра «Мультяшки» |
Обобщающее занятие «Мир искусств» |
2ч. |
2ч. |
|
Итоги года. |
Итоги года. |
|
|
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДАННОГО КУРСА УЧЕНИК ДОЛЖЕН:
знать/ уметь
различать элементы книги ( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
работать с разными источниками информации;
пользоваться изученной терминологией;
ориентироваться в окружающем пространстве ( планирование маршрута, выбор пути передвижения);
выполнять инструкции при решении учебных задач;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
сравнивать, анализировать полученную информацию;
рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
раскрывать общие закономерности;
составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
работать в группе, в паре;
решать открытые и закрытые задачи;
определять последовательность осуществления логических операций.
6. Список литературы
Н.К. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: Аст-Пресс, 1999.
Гурская Н.В. О проведении открытого городского конкурса по информатике и логике на базе пакета "Информационная культура"
"Там, за тридевять земель...". Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 1999г
Гурская Н.В. Развитие логического стиля мышления и творческих образования. Материалы VI Международной конференции
"Применение способностей младших школьников в центре дополнительного новых технологий в образовании", 1995г.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
Горячев В.А. Информатика в играх и задачах в 4-х частях. Учебник-тетрадь.—М.: "Баласс", "Экспресс", 1997.
Гурская М.В. ПМК "ТРОПА" в мир графики и слов.
Успенский Э. Следствие ведут колобки.— М.: РИО "Самовар", 1996