Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья.
Минимально необходимые требования к оборудованию: парные карточки с названием птиц для упражнения № 1 «Найди свою пару», а также карточки с названием предметов и прищепка для упражнения № 4 «Прикол на спине».
Количество времени: 1 час. 30 мин.
Количество участников: 12 – 14 человек (желательно четное количество).
Возраст участников: 14-16 лет.
Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе социально-педагогической направленности «Перекресток» в блоке «Познай себя». Эта программа рассчитана на один учебный год и состоит из четырех модулей: «Познай себя» (направлен на самопознание - представленный тренинг является частью данного модуля), «Курс выживания подростка» (профилактика аддиктивного и преступного поведения), «Профориентация», «Развитие навыков общения».
Аннотация
Сенситивность – это способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.
Наблюдательская сенситивность – способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: речевые акты, выразительные движения (лица и тела), перемещения и позы людей, тактильное воздействие, запахи и локализация их источников, сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.
Комплекс приведенных ниже упражнений на развитие зрительного и слухового сенсорных каналов. Тренируется наблюдательность по отношению к невербальным аспектам общения.
Цели:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
Задачи:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Научить искать средства передачи информации.
3. Сплотить группу.
Предполагаемый результат: приобретение навыка поиска наиболее эффективного средства передачи и получения информации в той или иной ситуации.
Структура тренинга:
1 этап (организационный) 15 мин.
Задачи этапа:
- принятие правил работы в группе;
- развитие навыков слушания;
- пополнение словарного запаса.
Ритуал приветствия: Все хором «Всем привет»
Правила поведения на тренинге:
1. Один говорит – все слушают.
2. Конфиденциальность – все, что здесь происходит, не выносится из стен данного помещения.
3. На тренинге никто не осуждается.
Будем знакомы
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Здравствуйте. Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Если называются противоречивые характеристики (стабильный, собранный, суетливый), можно обратиться к участнику с просьбой пояснить перечисление таких качеств.
Если называются одноплановые качества (доброжелательный, добрый, дружелюбный), можно спросить, что помешало участнику разнообразить свои характеристики.
Если участник затрудняется назвать три качества, то обратить внимание на те же сложности, с которыми столкнулись участники.
Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников изобретательности; гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.
Это упражнение можно сделать ритуалом на каждом занятии, изменяя только тему – это позволит участникам группы побольше узнать друг друга, а также сплочению группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?
2. Какие качества было труднее всего описать?
2 этап (основная часть)
Упражнение № 1 «Найди свою пару» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- способствовать развитию выразительного поведения,
- побуждать участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой – искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «сова», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «сова»».
Педагог раздает карточки (в группе должно быть четное количество участников; тренер не предупреждает участников о том, что на карточках все птицы (или другие животные одного вида), например, 2 карточки «сова», 2 карточки «попугай», 2 карточки «курица», 2 карточки «индюк» и т.д.).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, необходимо спросить по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Комментарии к упражнению: это упражнение проходит обычно очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
Вопросы для обсуждения: после завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение № 2 «Любимый стишок» ( 15 мин.)
Задачи упражнения:
- развитие внимания при слушании;
- приобретение навыка вычленения необходимой информации из нескольких источников.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: «Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик». Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.
После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три») мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».
Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тогда предлагается всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.
Комментарии к упражнению: во время данного упражнения можно использовать не только всем известные детские стишки, но и популярные песни.
Вопросы для обсуждения:
Какие возникли трудности во время угадывания текста?
На кого ориентировались и почему?
Упражнение № 3 «Звериный ритм» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- способствует эмоциональной разрядке,
- создает хороший фон для продолжения работы
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».
Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк-волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, - название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание».
В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Кто ошибается второй раз, выбывает из игры.
Вопросы для обсуждения: что вас больше всего отвлекало во время игры?
Упражнение № 4 «Прикол на спине» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.
Участники садятся в кругу.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Виктора – понять, что написано на карточках».
Комментарии к упражнению: в ходе упражнения педагог побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.
Вопросы для обсуждения:
1. Кому было труднее показывать предмет и почему?
2. Кому было труднее угадывать предмет и почему?