|
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьниковЗак А.З. Год:
1984 Введение Ku и га носвп щве1 а 1шшженн iu реаул ьтатаи и зучсыил ПСИ ХОЛОГНЧССКИ X ОСОбСННОСТОЙ Теоретического 13 UIEJ Л С - инн л закоиомерЕюстсй его развития у младших школъ-iliikuu. Под теоретическим мышлсннш поникаете я отри jkcei i Iв человеясш сушлости no:i 11 аваемого предмста, закона, которому иоследний подчиняется н споем существовании, т. е. отражение познаваемого предмета в понятии, ИзуЧСНИС М ЗИМ] Л СИ IIЛ ШКОЛЬНИКОВ ПрНпбиЕЛО TV ЗЕО- следнее время особую острогу. В решениях XXVI съезда КПСС перед пенхолого-педагогическими науками поставлена задача — способствовать повышению качества обучении в школе. Это означает,, в частности, что нужно повысить качесшо знаний, умений н навыков, приобретаемых дстьын в результате усвоения учебЕЮГО материала. Для этого требуется исущестинть дальЕЕей-Епее соверше ист копание содержания оиуссзЕНн и методов иренодапанияг Такая работа с необходимостью предполагает учет особенностей мышления школьников разного иоараста, поскольку и содержание: учебного материала будет осваиваться достаточно полноценно, и методы преподавашЕЯ будут пполне эффективными лишь в том случае, сели, с одной стороЕЕЫ, они адскват-ии позрастпЕлм нозможнистым мышлении детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих иоз мощностей. EUune многолетнее изучение теоретического ыышлеIIИ Я Eia КОЕЕПЕНГеЕГТС МЛЭДШПХ ШКОЛЬНИКОВ, ЕфОВОДИВ* задач, и нашкн, проявляющиеся в широком перелоге освоенного действия в различные практические ситуации. Было установлено, таким образом, что при усвоении знаний» умений и навыков отмеченного характера уже в младшем школьном возрасте у детей формируются основы теоретического мышления, которое проявляется в решении задач обобщенным способом.шееся п русле экспериментального обучения иод руководством действительного члена АПН СССР профессора Б, В, Давыдова, позволило вскрыть значительные интеллектуальные резервы учащихся начальных классов. Оби ару жег л ось, что дети младшего пжолыюго воа-ряста, усваивай матерная экспериментальных учебных программ, построенных на основе теории содержательного обобщения [В, В. Давыдов, 1972], способны овладеть знаниями, умениями н навыками сущее гьен ею более высокого содержательного уровни, чем тот, е;о-торый обычно считается для них посильным. Это знания, в которых отрлжэготся закономерные, существенные отношения o&beivTOB и явлении; умения, позволяющие самостоятельЕго добывать такие знания и использовать их при решении раз1ЕО0бразных конкретных Е нашей раОоте мы изучали мышление а единстве его логической и психологическом сторон. Так,, квалифицируя решение задач детьми кар: теоретическое пли эмпирическое, мы опирались на соответствующие характеристики мышления, разработанные специалистами но теории познании. Они детально описали дели, способы и результаты,, специфичные для мыслительной деятельности теоретического и эмпирического типа. Поскольку результат теоретического мышления- ~ понятие, мы выделяли о качестве этапов развития такого мышления ступени формирования понятия: образование категории всспСшего, особенного и единичного. Эти категории выступают, согласно положениям диалектической логики, моментами отражения действительности и форме понятия, Вместе с тем научение теоретического мышления осуществлялось в русле о^щенсимлогической теории человеческой предметной деятельности; развитой н трудах Л. Н, Леонтьева. В соответствии с основными положениями этой теории теоретическое мышление квалифицировалось как действие, осуществляемое человеком для формирования поннтня о познаваемом предмете, установлении закона его еущест-нова и и я, Кон креп1 ый психологи ческни см ысл нишей работы заключался и исследовании и описании способов этого действия. В иаегпяшей книге представлены результаты многолетних исследовании шгиЛсииостсй теоретического мышлении нрн решении задач и сопоставлении с особенностями эмпирического мышления. В экспериментах использовал ись залаяи неучебного характера, не связанные с содержанием школьных предметов, я испытуемыми были младшие школьники. Необходимость использования указанных задач была связана с разным возрастом детей и обучением их но ранним учебным программам. Участие в экспериментах младших школьников обусловливалось следующим: I) в этом возрасте ребенок впервые приступает к систематическому усвоению знапин об окру}k:iющеп денстзитслыюсти н, следовательно, ппервые сталкивается с понятиями- 2) в 7—9 лет решение задач происходит и относительно развернутой, доступной для изблюденнн форме. Проблема развития теоретического мышления у младших школьников разрэ&отянд недостаточно. С од-нон стороны, это связано с тем, что и neiдологической литературе под теоретическим мышлением обычно понимается осуществление мыслительной деятельности в одной из ее форм — словесио-знаковпй или решение особого класса так называемых логических задач» которое также происходит в указанной форме, С другой стороны, и это положение нытскает из первого, теоретическое мышление {как мышление п абстрактной форме) считалось психологами, например П. П. Блонскнм JI979J, характерным дли подросткового возраста, Б целом оба отмеченных аспекта основываются, как убедительно показана В. В. Давыдовым [1972], на таком подходе к изучению человеческого мышления вообще и мышлении детей в частности, когда ведущей линией в раивитнн мышления считается переход ребенка от возможное™ решать задачи в предметно-действенной форме jc возможности решить в наглядно-образной it затем в словесно-знаковой. Суть более конкретного, ко нашему мнению, подхода к изучению мышления состоит в сознательном унетс в 11 роцессе неследов ання ло гнч еск их х а р а ктерпст! i к мышлении, HpiniKVNx в диалектической логике» содержательной, т- с_ рассматривающей формы мышления в единстве: е его содержа и и ем, С этой точки зрения ведущей линией развития мышления является переход ребенка от нозмолькостн решать задачи эмпирически» на основе ориентации во внешних связях познаваемых объектов» к возможности решать их теоретически, ни основе ориентации но внутренние, существенных снизят познаваемых объектов. Li соответствии с ссобснностимк понимании указан* мин проблемы содержание книги построено следующим образом. В главе I расехчатринаштся исходные предпосылки изучения теоретического мышлении у младших си кольни кон: осношше положения диалсктико-матерна-диетический теории познании о своеобразии эмпирического и теоретического мм тлеhhsil характеристика понятии как единства всеобщею, особенного н единичного, pji зря бота и паи и диалектической логике; нредстяв.пенни <j hi11icиi■«ч*ком мышлении на основе теории деятелыии т Л. 11. Леонтьева; метод научении теоретического мышлении и требования к построению разнообразны* экспериментальных ситудики на его основе. Г? главе II излагаются результаты экспериментов I этапа исследования, направленных егл выяснение психологической структурп теоретического мышлении, со-стана оIк;|i;tшеи на равных уровнях: его сформированно-пн п механизма их взаимодействии в процессе функционирования мышления при решении задач. 13 главе 111 даны результаты экспериментов U этана нссле-д f И1<1 ник, посвящен н ы х установлен i i ю особен п остей развития мышления у младших школьников как смены эмпирического мышлении теоретическим. В главе IV — результаты экспериментов III этапа исследовании,сня-алннш с выделением закономерностей' разнитин теоретического мышлении как смены его снисобов* Следует осо&о отмстить, что н процессе исследования разработаны метода кн. иоаноляндонс устанавливать уровень сформированное™ теоретического мышления у младших школьников в условиях как индивидуальной, так и фронтальной, групповоП р л боты. Эти методики вполне могут быть использованы для диагностики мышления детей в ходе школьного обучении. |
Loading
|