Год:
2003
Издательство:
Издательство Института психотерапии
ISBN:
5-89939-083-2
Серия: Советы психолога
Язык:
Русский
Формат: DjVu
Качество:
Отсканированные страницы + слой
распознанного текста
Количество
страниц: 304
В методическом
пособии представлен обзор теоретических
и психотехнологических подходов к
социальной, психосоциальной и
психологической работе с кризисной
личностью. Описаны модели и техники,
которые могут использоваться при
оказании психологической помощи людям,
переживающим личностный кризис.
Книга
адресована социальным педагогам,
практическим психологам и специалистам
в области социальной работы. Она может
быть интересна студентам и аспирантам,
изучающим психологию, социальную работу,
социальную педагогику.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.................................................................................:......6
Глава 1. Методологические основы социальной
и психологической работы с кризисной личностью............................ 14
Общая методология.................................................................. 16
Частная методология................................................................24
Конкретная методология................................,.........................30
Глава 2. Теоретические проблемы кризисных состояний личности.......37
Интегративный и трансцендентный подходы
к личностному кризису.............................................................37
Трансцендентный подход......................................................38
Интегративный подход.........................................................39
Понятие интеграции.............................................................41
Особенности интенсивных интегративных психотехнологий ... 42
Цели и процесс выхода из кризиса: соотношение понятий
интеграции и самоактуализации...........................................44
Фрейд и его ученики............................................................45
Гуманистическая психология......................:7т^...................49
Теория самоактуализации А. Маслоу....................................52
ЭвЪретт Шостром: актуализаторы..........................................55
Самоактуализация в гештальт-терапии..................................59
Самоактуализация в трансперсональной психологии............60
Самоактуализация в интенсивных психотехнологиях............63
Глава 3. Личностный рост и личностный кризис.................................66
Этапы и стадии интеграции......................................................66
«Я-материальное».................................................................80
Основные тенденции личности.............................................81
«Я-социальное»..................................................................... 86
«Я-духовное».........................................................................89
Соотношение основных структур..............................................93
Личность во временном континууме.....................................95
«Я-реальное» и «Я-потенциальное».......................................95
Хаос и космос в личности....................................................98
«Не-Я»..................................................................................99
Поход в «не-Я».................................................................... 100
Равностность....................................................................... 102
Мудрость............................................................................. 103
Запредельное....................................................................... 106
Глава 4. Основные характеристики кризисных состояний..................108
Кризис как посвящение............................................................ 108
Основные этапы социальной и психологической работы
с кризисными состояниями...................................................... ПО
Виды кризисов......................................................................... 114
Кризисы в материальном и социальном «Я».............................114
Пубертатный кризис............................................................. 116
Кризис середины жизни....................................................... 118
Кризис старения и смерти.................................................... 119
Кризисы «духовного Я»............................................................ 122
Трансперсональное измерение психодуховного кризиса............129
Основные причины духовного кризиса.................................134
Психоэмоциональные паттерны переживаний
духовного кризиса................................................................138
Стратегии консультирования и психотерапии
при психодуховных кризисах................................................ 143
Проблемы эмпирического исследования
психодуховного кризиса....................................................... 146
Основные этапы развития кризиса........................................148
Обыденное существование................................................... 148
Зов....................................................................................... 151
Смерть и возрождение.......................................................... 154
Урок...........:......................................................................... 156
Завершение.......................................................................... 157
Глава 5. История и основные направления работы
с кризисной личностью.................................................................... 159
Семикомпонентная модель ЦПР............................................. 162
Проблемы групповой формы работы с кризисной личностью... 173
Эффективность групповой работы.........................................178
Зигмунд Фрейд. Психоанализ................................................... 183
Психоаналитический инструментарий................................. 186
Карл Густав Юнг. Аналитическая психология............................190
Инструментарий аналитической психологии........................192
Альфред Адлер. Индивидуальная психология...........................195
Инструментарий.................................................................. 196
Вильгельм Райх. Психология телесности...................................198
Инструментарий.................................................................. 199
Фредерик Соломон Перлз. Гештальт-терапия...........................201
Инструментарий..................................................................209
Якоб Морено. Психодрама.......................................................216
Инструментарий..................................................................225
Карл Роджерс. Гуманистическая психология.............................233
Инструментарий..................................................................238
Беррес Фредерик Скиннер. Бихевиористский подход...............240
Инструментарий..................................................................244
Интенсивные интегративные психотехнологии.........................247
Ребефинг.............................................................................249
Вайвейшн............................................................................249
Холотропное дыхание..........................................................250
Тренинг любящих взаимоотношений....................................253
Основные особенности Свободного Дыхания........................253
Инструментарий.................................................................^ 255
Контекстуальные тренинги..................................................279
Диагностические методики......................................................279
Собеседование с кризисной личностью. Структура...............279
Включенное наблюдение как метод исследования эмоционального состояния клиента и особенности
терапевтической беседы.......................................................282
Темперамент личности и элементы НЛП втюнимании
и взаимодействии с клиентом во время беседы.....................284
Умение слушать и слышать клиента......................................288
Логическая помощь при выходе из кризисной ситуации......289
Заключение....................................................................................292
Литература.....................................................................................293
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и социальной работе. Причины, как всегда, имеют вполне объективное происхождение:
1) кризис в глобальных общественных системах (можно говорить о политическом, идеологическом, морально-этическом, национальном кризисе и т. д.);
2) кризисные явления в малых социальных общностях (семья, трудовые, научные, учебные группы и др.);
3) кризис личностный.
Из всех перечисленных видов кризиса мы хотим остановиться на кризисах личностных. С одной стороны, все вышеперечисленные кризисы достаточно хорошо освещены не только в научной литературе, но и в широкой прессе. Собственно, о них с утра до вечера вещают радио и телевидение.
Личностные кризисы, хотя с ними человек сталкивается в обычной жизни повседневно, не являются объектом столь пристального внимания, а самые значимые из них, так называемые психодуховные и экзистенциальные кризисы, зачастую вовсе обходятся вниманием научного сообщества.
Тема личностных кризисов нас привлекает по нескольким причинам:
1) малая разработанность в науке;
2) огромная социальная значимость проблемы;
3) насущная необходимость построения общей теории, методологии кризисов разного происхождения и выстраивания технологии работы с кризисными состояниями личности и групп. Остановимся на этих пунктах более подробно.
Как ни удивительно, но понятие кризиса не вошло в понятийный аппарат современной психологии, хотя еще в начале столетия об их важности писал гений отечественной психологии Л. С. Выготский.
Для того чтобы изложение материала было предметным, вначале определим понятия, которыми будем оперировать в данной работе.
Под личностным кризисом мы понимаем такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния.
Под кризисным состоянием мы имеем в виду временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности.
В методологическом отношении личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:
• позитивная дезинтеграции, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данный вид дезинтеграции отличают преобладание конструктивности личности, повышение адаптивности и общей витальности, а также увеличение творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можно отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности. С позитивной дезинтеграцией мы связываем понятие кризисного состояния как временной неустойчивости в линейной эволюции личности, причем успешное разрешение кризисного состояния сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса;
• негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарностью и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряет энергию, ббщую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти. С негативной дезинтеграцией мы связываем понятие кризисной личности, так как именно она создает предпосылки для формирования контингента клиентов социальных работников — бомжей, безработных, наркоманов и т. д.
Сразу хочется отметить факт чрезвычайной важности: личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность возникновения кризиса такой интенсивности, что он сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях мы имеем варианты или личностной смерти (патологии с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры).
На наш взгляд, чрезвычайно важна своевременная помощь клиентам — социальная и психологическая. Личностный кризис должен в ближайшее время стать объектом пристального научного и практического внимания социальных работников и профессионалов прикладной практической психологии.
Данная работа вызвана к жизни высокой социальной значимостью проблемы личностных кризисов в современном обществе.
В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников и психологов, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях [84]. Они, как известно, могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. И в первую очередь тем, кто находится в кризисном состоянии и не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из «групп риска»; лицам с девиантным поведением). Такие специалисты не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы различных слоев населения.
В начале третьего тысячелетия в России после рыночных реформ, понизивших и без того невысокий уровень жизни, обострилось положение не только социально незащищенных слоев населения, но и среднего класса, который благодаря экономическому реформированию вплотную приблизился к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, сокращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконечные обещания правительства привели к возрастанию социальной напряженности, повышению стрессогенности и конфликтности в социальных коммуникациях. Кризисное состояние выражено не только на уровне отдельной личности, но и на уровнях социальных слоев и групп. Обострение социально-психологической напряженности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности психологов, социальных работников, методологии и технологиях ее осуществления.
В истории любой страны можно проследить связь между формами, видами социальной, психологической помощи и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа и психологическая помощь как профессиональные виды деятельности (в западном понимании) только начинают развиваться, отдельные ее виды и формы имеют многолетнюю историю (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т. д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы и психологической помощи на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной и психологической работы и в использовании отдельных ее методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным и психологическим проблемам.
Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной и психологической помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой — глобальные социальные и психологические программы помощи нуждающимся в ней гражданам.
Профессиональная подготовка социальных работников и психологов-прикладников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятельность (особенно непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессиональной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.
_ Основой профессиональной помощи как в психологии, так и в социальной работе выступают отношения «специалист — клиент» (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можбм выделить следующие уровни объектов социальной и психологической помощи: /
• конкретный человек;
• различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.);
• конкретное общество;
• все человечество.
Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального и психологического проектирования, прогнозирования (структурная социальная и психологическая работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).
Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать структурную социальную и психологическую работу а также деятельность специалистов, применяющих психологические техники и технологии [171, 172]. Важно, чтобы оба эти направления взаимно дополняли друг друга.
Социальный работник и психолог как субъекты специфической деятельности должны владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеолоши, социологии, педагогики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.
В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказании помощи в решении личностных проблем.
Цель социальной работы — сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта, а также адаптировать личность в социуме.
Объектом социальной и психологической работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой, безвыходной, кризисной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населения почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опозданием, а их размер просто смехотворен.
Работа с кризисными состояниями групп и личности — общепризнанный и общепринятый предмет в практике социальной и психологической работы с индивидами, семьями и группами [172]. Стрессовые ситуации, которые могут приводить к кризисным состояниям, обычно подразделяют на острые ситуативные кризисы, кризисы переходного периода (или изменения роста) и, наконец, вызванные катастрофами или несчастными случаями и болезнями.
Теория кризиса и ее применение на практике развивались на фоне открытий, происходивших в последние 40 лет в психологии, социологии и психиатрии, а также в самой социальной работе.
В психологии основные моменты работы с кризисной личностью были раскрыты Э. Эриксоном и Г. Селье.
Э. Эриксон (1959) высказал идею о восьми стадиях жизненного цикла, в течение которого, по его мнению, проверяется способность личности преодолевать основные психосоциальные кризисы, обусловленные соответствующей стадией развития.
Г. Селье (1956) начал исследование реакций индивидов на стрессовые условия. Селье разделил вызываемый стрессом процесс натри стадии: а) реакция тревоги (страха, смятения), которая включает шок и контршок;
б) сопротивление, в течение которого происходит попытка максимальной адаптации;
в) истощение, когда адаптивные механизмы практически не работают.
И теоретики, и практики считали, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Акцент делался на когнитивные аспекты опыта, на переход от старых, неудачных или вредных моделей взаимодействия к новым, более конструктивным. Внимание было сосредоточено на формировании социально приемлемого поведения и менее болезненного восприятия стрессовой ситуации.
Что касается общего подхода к кризисным явлениям, то в психологии, социологии, психиатрии и социальной работе мы можем обнаружить два диаметрально противоположных мнения:
• кризисы являются источником непредсказуемых разрушений, не способствующих развитию личности;
• личностное развитие является процессом смены качественно различных стадий, а кризисы и катастрофы суть неизбежные и необходимые шаги этого процесса.
Что касается социально-психологических подходов, то основные открытия были сделаны в психологии семьи и психиатрии. Социальные психологи, занятые проблемами семьи, рассматривают влияние стрессовых событий на взаимодействие ее членов и на семейную структуру. Семейные кризисы связаны с уменьшением числа членов семьи или, напротив, с ее пополнением, а также с внешними дестабилизирующими факторами. Г. Хилл (1958) выделил три взаимосвязанные характеристики,которые, по его мнению, определяли, будет ли какое-то событие порождать семейные кризисы или нет: внешние затруднения или неожиданное.событие (стрессор), внутренняя организация семьи, оценка семьей какого-либо события в качестве угрожающего, стрессового.
Социальные психологи, занятые в области психиатрии, предложили выделить следующие основные типы кризисов: обусловленные биологически и поэтому неизбежные, например, кризисы подросткового периода; определяющиеся окружающей средой — их в какой-то мере можно избежать, к ним относятся, например, переселение из одной местности в другую или переезд из страны в страну; наконец, случайные, непредсказуемые, такие, как катастрофы и болезни. Развитие человеческого «Я» можно рассматривать как серию дисбалансов и последующих возвращений в состояние уравновешенности между личностью и окружающей средой.
Большой вклад в исследование кризисных явлений был сделан в психиатрии. Э. Лайндманн (1944) сделал вывод, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле порождают эмоциональные напряжения и стрессы, которые, в свою очередь, могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо,к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей. В США в 1948 г. была основана Служба человеческих отношений, ставившая перед собой задачу профилактической работы с семьями в типичных ситуациях риска.
Д. Каплан (1962) разработал свою теорию вмешательства в кризисную ситуацию. Он называет кризисом ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Были выделены два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле (такие, как поступление в школу и выход на пенсию) и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий, таких, как тяжелая болезнь, катастрофа или семейные неурядицы.
Дж. Джекобсон и его коллеги на Западном побережье открыли Кризисный центр, в основу работы которого был положен подход Каплана. Они предложили концепцию экстренного «кризисного вмешательства» для решения социальных и эмоциональных проблем, выделив в ее рамках два подхода. Генетический подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросления, которые может переживать значительное число людей независимо от индивидуальной психодинамики—с такими случаями вполне могут справиться парапрофессионалы и добровольцы. Другой подход — индивидуальный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны только профессионалы.
Привлекательность теории кризиса для социальных работников обусловлена ее совместимостью с их собственным подходом, который исторически был основан на работе с индивидами и семьями в ситуации сильного стресса.
Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводят к недостатку обычных защитных механизмов.
Нам хочется констатировать, что социальная и психологическая работа с кризисами в настоящий момент возможна на уровне индивида и групп. Что касается общества и всего человечества, автор данной работы достаточно скептически относится к организации профессиональной деятельности на данных уровнях, особенно в современном обществе.