Развитие информтехнологий входит в официальную пятерку приоритетов отечественной науки. Отсюда господдержка вузов, где готовят специалистов этого профиля: недаром именно они составляют более половины из 29 университетов, получивших статус исследовательских, а Минобрнауки, по словам руководителя комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Бориса Нуралиева, дает сейчас хорошим вузам столько IT-мест, сколько те могут взять.
По оценке АП КИТ, отечественный IT-бизнес пострадал от кризиса сильнее других отраслей, но и восстанавливается быстрее — за год российский IT-рынок достигнет докризисных объемов. Но вот беда. Ни количество, ни качество молодых специалистов не соответствуют уровню стоящих перед ними задач. Доля IT-специалистов в России, по данным АП КИТ, сегодня вдвое меньше, чем в развитых странах, и в 1,5 раза меньше, чем в не очень развитых. И этот разрыв будет расти.
По мнению работодателей, отечественные студенты перегружены фундаментальными знаниями и не ориентированы на практику. В их дипломных работах, поделилась с “МК” руководитель направления по работе с образовательными учреждениями одной из крупнейших IT-компаний Светлана Ефимова, также сплошная теория. “Практическая часть сплошь и рядом отсутствует. А реальные навыки молодой специалист получает только после начала работы в компании или в лучшем случае во время практики”.
В последнее время, правда, наметился поворот к лучшему, признают в АП КИТ: “Если раньше вузы считали, что знают сами, как и что преподавать, а нас просили “не мешать”, то сейчас они стали обсуждать учебные программы с работодателями и приглашать их вести занятия”.
Проблему усугубляет снижение качества абитуриентов. В последнее время конкурс на IT–специальности сильно упал: 1,5 человека на место вместо недавних 3—3,5 чел. А в перспективе будет еще хуже: 1,3 человека на место. Это уже почти негативный отбор, а с ним и повод для экстренных мер. Выход один — растить будущих студентов со школы. Но там, как выяснили участники конференции, ситуация с ИКТ просто ужасающая.
Поставив во все российские школы компьютеры и кое-как подключив их к Интернету, наше государство явно сочло свою миссию выполненной. И, бросив проблемы ИКТ, занялось более важными делами: коммерциализацией школы. В итоге оплата интернет-трафика спустилась в регионы, где вскоре тихо загнулась. Министерский список учебников по ИКТ остался разрозненным: книга для 8-го класса — одного автора, для 9-го — другого, и никакой преемственности. Главное же, что статус информатики в школе остался неопределенным.
Действительно, ИКТ как учебный модуль вводится у нас с 3-го класса. Но в федеральном компоненте он присутствует только в 8—9-х классах, превращаясь затем в компонент сугубо школьный, т.е. необязательный. На деле это означает, что в старших классах подавляющего большинства школ его нет и не будет.
Итог — консервация нынешней ситуации, когда школьники, по словам участников конференции, программирования не знают: в школах ему не учат, а компьютеры на уроках используют в лучшем случае для иллюстрации объяснений. Как рассказал “МК” один из проректоров, готовясь к приемной кампании-2010, он обнаружил, что заявки на ЕГЭ по информатике на весь регион подали лишь 120 человек. Он кинулся за объяснениями в школы и там узнал: местные власти дали указания школам не сдавать ЕГЭ по информатике, так как от оценок зависят зарплаты учителей.
Ситуация сложилась патовая. “Дети и так не идут на IT-специальности, а теперь абитуриентов вообще не будет”, — закручинился было проректор. Но коллеги из других регионов утешили: “Во многих наших вузах на IT-специальности вступительным экзаменом в этом году будет не ИКТ, а обществознание”. Набор студентов, таким образом, состоится. А впоследствии — и выпуск специалистов. Вот только качественных, по словам работодателей, среди них нет и не будет.