Во многих странах образовательные кредиты имеют давнюю традицию – не первый год «в долг» учатся студенты США, Австралии, Австрии, Канаде и пр. Часто кредиты выступают как дополнительные средства наряду с грантами, стипендиями и другими формами финансовой поддержки учащихся институтов и университетов.
Пожалуй, из всех зарубежных наиболее показательной является система образовательного кредитования в США, где все высшее образование - платное. Здесь крупные суммы на оплату обучения выдаются студентам на протяжении уже более сорока лет. Система, действующая в течение столь длительного периода, отработана до мельчайших подробностей, - функционирует практически без сбоев. В соответствии с государственной концепцией, возможность получить кредит на образование должна быть у каждого гражданина страны.
Американская система отличается большим разнообразием форм образовательных кредитов. В зависимости от академических способностей заемщика, материального положения его семьи и многих других факторов, последний может рассчитывать на один или несколько различных видов одалживания денег на образование.
В США банкам-кредиторам возврат студенческих займов гарантирует государство. Если студент объявляет себя банкротом, Министерство образования выплачивает банку его задолженность. Естественно, что для предотвращения этой ситуации создана целая система профилактики студенческих банкротств, функционирующая настолько исправно, что уровень невозвратов студенческих кредитов составляет в Америке в настоящее время равен 5%.
Разумеется, наличие системы кредитования в каждой стране подразумевает наличие проблемы невыполнения кредитных обязательств. Прежде всего, это касается тех стран, где кредит предоставляет государство. Для того чтобы свести до минимума процент невозвратов, используются различные методы. В частности, давно разработана схема государственного образовательного кредита, выплаты по которому связаны с выплатой подоходного налога. По сути, это коллективное солидарное возмещение всеми выпускниками вузов расходов, которые понесло государство на их обучение. Образовательный кредит получают не отдельные студенты, а сообщество обучающихся. С течением времени данное сообщество возвращает одолженные деньги. При этом отдельные индивидуумы могут быть вообще освобождены от бремени выплат. Один из способов реализации данного подхода — налогообложение лиц с высшим образованием. Оно может быть в форме установления как специального налога на доходы лиц с высшим образованием, так и более высоких ставок подоходного или единого социального налога для таких лиц. Налог может взиматься в течение определенного периода или всей жизни, процентная ставка может изменяться в зависимости от стоимости той или иной программы обучения.
На практике такое налогообложение применяется в Австралии и Новой Зеландии. Ставка налога составляет от 2 до 4% от доходов лиц, закончивших вузы. После выплаты полной суммы долга налог перестает взиматься. Масштабы уклонения от данного вида налогообложения не так велики, как невозврат образовательных кредитов. Это связано с тем, что налог на лиц с высшим образованием позволяет осуществить непосредственную увязку размеров выплат за полученное высшее образование с уровнем фактических доходов каждого конкретного выпускника вуза. На лиц с более высокими доходами частично переносится бремя выплат за лиц со скромными доходами. Создание своеобразного страхового пула снижает индивидуальные риски взятия кредита для получения высшего образования - прежде всего, риск невозможности возврата заемных средств из-за низких доходов выпускника вуза. Таким образом, учащиеся, впоследствие устроившиеся на работу в социально значимой для общества сфере, но получающие при этом невысокие доходы, или женщины с детьми, не будут ущемлены.
Как показывает практика, в некоторых странах кредит — не панацея. К примеру, в Швеции за последние 20 лет доля обеспечения студентов за счет кредитов снизилась с 95% до 70%. При этом выросла доля грантов. По мнению экспертов, эта ситуация вызвана тем, что студенты испытывают затруднения с погашением долговых обязательств. Самые талантливые из них, способные получить грант, изо всех сил стараются освободить себя от длительного долгового бремени – у некоторых получается успешно, остальным же таки приходится брать кредит.
В большинстве стран система образовательного кредитования отлажена и функционирует вполне эффективно. При этом соблюдается своеобразный паритет сторон, когда кредитор — будь то государство или коммерческий банк — получает гарантии, закрепленные на законодательном уровне. Студенты в свою очередь также остаются довольны. Приживется ли эта система в России, покажет время. На настоящий момент, по данным статистики, 60% российских студентов учатся на платных отделениях вузов, лишь 8 из которых предоставляют своим студентам возможность не сразу оплачивать полученное образование. Подтолкнуть систему образовательного кредитования к развитию и распространению должны проект «Федерального закона об образовательных кредитах», разработанный ГУ-ВШЭ и Ассоциацией российских банков (АРБ) и представленный на рассмотрение в Комитет по образованию и науки Государственной Думы, а также появление программ образовательного кредитования, предлагающих студентам весьма щадящие – по сравнению с остальными, уже существующими – условия займа