Более трети выпускников российских вузов сегодня – это экономисты с разной специализацией и степенью подготовленности. Около тысячи экономических факультетов по всей стране выдают сотни тысяч дипломов, многие обладатели которых так и не могут найти работу по специальности – даже несмотря на рост потребности в квалифицированных специалистах. Такие удручающие данные опросов привели вчера эксперты Экономического клуба компании ФБК. Эксперты видят корень проблемы «перепроизводства экономистов» в низком качестве отечественного образования и его невосприимчивости к требованиям рынка.
Согласно статистике, спрос абитуриентов на экономические специальности поистине неиссякаем: стать экономистом стремится чуть ли не каждый третий школьник в российских городах. В стране практически не осталось ни одного вуза, который не открыл бы у себя факультет по экономическим специальностям.
Парадокс перепроизводства в стране «номинальных экономистов» тревожит как потенциальных работодателей, так и преподавателей вузов. «Нынешняя ситуация избытка сомнительных дипломированных специалистов особенно удивительна на фоне высокой потребности в квалифицированных экономистах, которую сегодня остро ощущают уже не только крупные фирмы, но и средние», – отмечали участники дискуссии.
Оценивая ситуацию, ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев посетовал, что само слово «экономист» имеет много значений, а в России – особенно. По данным Гуриева, в России сегодня есть сотни факультетов экономики – по разным данным, от 600 до 1 тыс. Но с точки зрения экономической науки и экономического образования Россия находится по-прежнему позади Бельгии и Нидерландов. «Среднее качество образования довольно низкое, – сообщил Гуриев. – Но по-другому и быть не может. Откуда можно взять в России десятки тысяч преподавателей?» Тем не менее, по его словам, спрос на хороших экономистов очень велик.
В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев привел данные статистики, согласно которым в 1986 году доля специалистов в области «экономика и управление» в общем выпуске специалистов составила 8,5%, в 1990-м – 15,8%, в 1995-м – 20,4%, в 2002-м – 26,7%, в 2009-м – 31,2%. «То есть у нас сегодня почти каждый третий выпускник – специалист в области экономики и управления, что вполне сопоставимо с мировыми показателями, – констатировал он. – Как работодатель могу сказать, что меня нынешнее качество образования не удовлетворяет. Такое впечатление, что лет 7–8 назад ситуация была даже лучше».
Причин для этого, по мнению Николаева, несколько. «Главная – настоящего спроса на независимую экономическую аналитику в России сегодня нет. Второе – недостатки образования – его недостаточная фундаментальность, – перечисляет аналитик. – Третье – ущербная мотивация выпускников: есть ориентация на получение административно-статусной ренты, когда студенты откровенно говорят о том, что зарплата их не интересует, главное – статус. И последнее – политика внушения студентам-экономистам их элитарности, которая происходит в ведущих вузах». По его мнению, первым признаком положительных изменений станет качественное изменение в лучшую сторону экономической политики государства.
Гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что вузам следует быть более клиентоориентированными.
Комментируя ситуацию, гендиректор компании «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк отметил, что экономистов в России сегодня много, проблема в том, что хороших – мало. «Причина – низкий уровень преподавания. Вслепую копировать западные методики в наших условиях непрактично, а нарабатывать собственные – это серьезный труд, – считает он. – Хороший экономист – тот, кто хорошо управляет деньгами и знает им цену. Но в России крупные предприятия недостатка в деньгах не испытывают, так что и повышать эффективность расходов необязательно. А если случается кризис, то ищут стрелочника. Вот и все объяснения».