Центральный Дом Знаний - Аккад 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аккад 1

к началу

После смерти Саргона царство перешло его сыну Римушу, который сразу же столкнулся с масштабным восстанием. Как написано на одной из глиняных табличек царя, «все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня и ни одна не осталась мне верной». В ходе ряда военных походов Римуш восстановил контроль над страной. Укрепление порядка осуществлялось методами чудовищного террора. Согласно надписи на глиняной табличке, жертвами расправ стали около 54 тысяч человек. Примерно в это же время, по неясным причинам, Римуш отказывается от титула «лугаль Страны». После подавления мятежей Римуш совершил поход в Элам против государства царя Хишепратепа, разрушив несколько городов. Затем он предпринял карательные действия в отношении вновь восставших городов юго-востока Шумера: Дера, Уммы, Лагаша и Адаба. Согласно надписям, были убиты энси взятых городов и более 12 тысяч человек населения, уведено в плен около 20 тысяч. Замирив Шумер, Римуш совершил очередной поход в Элам, победив в кровопролитном бою царя Варахсе Апалкамаша. Возможно, были совершены походы также и на север, вплоть до Средиземного моря.

Целью жестоких расправ над населением и знатью было пресечение бунтов, что говорит о непопулярности аккадской династии. Несмотря на развязанный террор, положение Римуша было непрочным, и вскоре он погиб в результате заговора знати. По сообщениям Omina, «великие» забросали его каменными печатями (находиться с оружием возле царя было, видимо, запрещено).

Борьба с сепаратизмом была продолжена братом и преемником Римуша на троне — Маништушу. Для укрупнения своего положения он наращивал царский земельный фонд, скупая земели общинников. Подобно своим предшественникам, Маништушу совершил два похода в Элам, в область Аншана. Одна из экспедиций была совершена на кораблях через Персидский залив. Однако правление и этого царя оказалось недолгим и вскоре он также погиб насильственной смертью. 

В 2236 году до н. э. во главе державы встал сын и преемник Маништушу — Нарам-Суэн (Нарам-Син). В его правление А. достиг пика своего могущества, и, подобно Саргону, этот царь стал героем поздних легенд.

Начало правления Нарам-Суэна ознаменовалось очередным восстанием. На этот раз мятеж возглавил некто Ипхур-Киш, пришедший к власти в Кише в результате массовых волнений. К тому времени уже была ликвидирована автономия этого нома, что, видимо, создавало дополнительные поводы для недовольства. К мятежу примкнули и другие города; в источниках упомянуты Ниппур, Умма, Урук и Мари. Как и все предшествующие, это восстание было также жестоко подавлено.

Для стабилизации обстановки царь предпринял ряд реформ в системе управления государством. В отличие от практики заложничества, он стремился заменить представителей местной знати на должностях энси своими родственниками или ставленниками. Его сыновья являлись правителями отдельныхномов (по крайней мере, в Туттуле и Мараде), дочери и внучки — жрицами высшего ранга в Уре и Мари; в Лагаше сидел его чиновник, человек незнатного рода по имени Лугальушумгаль. Кроме того, Нарам-Суэн и его сыновья вели масштабное храмовое строительство; жрецы (например, в Лагаше) имели ряд привилегий в отношении землепользования. Всё это должно было укрепить союз царя со жречеством.

Такие действия, видимо, принесли свои плоды, что позволило Нарам-Суэну приступить к широкомасштабной завоевательной деятельности. Одной из первых целей стал Маган. В надписях говорится о победах «в девяти походах за один год», пленении трёх царей и поражении правителя Магана по имени Маниум. Была предпринята большая военная экспедиция в Сирию, в ходе которой Нарам-Суэн уничтожил государство Эбла, разрушилАрманум, нанес поражение диданам. В итоге Северная Сирия вошла в состав Аккадской державы. Другим направлением внешнеполитической деятельности Нарам-Суэна являлась Северная Месопотамия. О походе против горных племен луллубеев повествует знаменитая каменная стела Нарам-Суэна. Имеются скупые сведения о войне против города-государства по имени Тальхатум; к этому же времени относится и сооружение заставы в Тель-Браке. Элам, находившийся в прямой политической зависимости от Аккада, попытался отложиться, что привело к походу Нарам-Суэна в эту страну. Итогом его стали пленение царя Варахсе и заключение договора с правителем Авана. И хотя официального присоединения Авана не произошло, Элам фактически остался под влиянием державы, а в Сузах находился аккадский посланник.

Для укрепления своей власти Нарам-Суэн предпринимает ряд серьезных идеологических шагов. Он отбрасывает традиционные титулы шумерских гегемонов, принимая единый, но всеобъемлющий — «царь четырёх сторон света». Более того, впервые в истории Месопотамии вводится прижизненный культ царя. Отныне он именуется «бог А.», к его имени присоединяется детерминатив божества (d, dingir), и даже верховный жрец Энлиля в Ниппуре называет себя его рабом. Своему внуку Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри (аккад. «царь всех царей»), а второму сыну — Бинкалишарри (аккад. «потомок всех царей»).

Обожествление царя вызвало озлобление жречества традиционных богов, что дало повод к написанию в последующее время целого ряда тенденциозных историко-дидактических поэм, приписывавших царю всяческие злодеяния. Одна из них, составленная жрецами Ниппура, обвиняет Нарам-Суэна в осквернении Экура — главного святилища Энлиля и сообщает, что за это он и столица якобы были прокляты богами.

Конфликт со жречеством происходил на фоне других потрясений. По неясным причинам была повреждена ирригационная система; в стране разразился голод.

К концу царствования Нарам-Суэна осложнилось положение и на внешних границах державы. А. был вынужден перейти к оборонительным войнам. Государству теперь одновременно приходилось противостоять натиску степных кочевников запада, вторжениям варваров Загроса и набегам эламитов с востока. Но особую опасность представляли племена кутиев, в одном из походов против которых, видимо, и погиб сам царь.

Уже Нарам-Суэну пришлось столкнуться с первыми признаками наступающего кризиса державы. Упадок торговли, традиционный сепаратизм, конфликты со жречеством — всё это теперь наложилось на новые серьёзные экономические и внешнеполитические проблемы. Наибольшую угрозу представляли горные племена кутиев, проникновение которых в Месопотамию приводило к нарушениюирригационной сети. Все эти проблемы предстояло решать внуку и преемнику Нарам-Суэна Шаркалишарри (2200 — 2176 гг. до н. э.).

Сразу после смерти Нарам-Суэна, кутии под предводительством Энридавизира вторглись в А. Энридавизир достиг Сиппара, где приказал высечь в честь себя надпись, именовавшую его «царем четырех сторон света». В это же время страну сотрясло очередное массовое восстание городов. Помимо прочего, с запада шёл натиск амореев, с востока совершали набеги эламиты. На севере происходила активизация хурритского населения.

По неясным причинам Шаркалишарри отказывается от пышного титула «царь четырех сторон света», ограничившись титулом «царьАккаде», хотя иногда присоединяя к своему имени детерминатив бога. Возможно, он наносит несколько поражений кутиям; во всяком случае, одного из их вождей — Сарлагаба — он взял в плен. Постепенно Шаркалишарри вытесняет эти племена и восстанавливает власть А., но лишь в пределах Нижней Месопотамии. Он также отразил набег эламитов на Акшак и совершил поход противамореев. Источники этого времени довольно скупы. Известно, что царь вёл какое-то строительство в Сиппаре, Ниппуре и Вавилоне(это первое упоминание о Вавилоне в письменных источниках), получал дань из Лагаша и Уммы.

Вместе с тем, положение в стране оставалось критическим. Держава была близка к распаду. Элам полностью обрёл независимость. На севере возникло крупное хурритское государство с центром в Уркеше; неподалеку — «царство луллубеев». Примерно в это же время какие-то северные племена   разорили Ашшур и ряд других городов на среднем течении Тигра.

Воспользовавшись неразберихой, кутии прочно закрепились в Месопотамии и начали активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу в государстве.

После смерти Шаркалишарри в 2176 г. до н. э. А. в течение трех лет (2176 — 2173 гг. до н. э.) находится в состоянии анархии. Одной из причин стала и борьба за власть, когда появилось сразу несколько претендентов на престол. Являясь лишь тенью былых аккадских правителей, они вошли в «Царский список» под уменьшительно-уничижительными именами —Игиги, Нанум, Ими и Элулу. Более того, составители списков не знали точно, кто из них действительно являлся царём, а кто лишь претендентом («Кто был царём, а кто не был царём?»).

На фоне этого происходила дальнейшая деградация государства. Кутии активно участвовали во внутриполитической борьбе: их правитель Элулу-Меш выступал в качестве претендента на аккадский престол (был занесён в «Царский список» под именем Элулу).

Последнюю попытку восстановления государства предпринял воцарившийся после усобицы Дуду из династии Саргона. Ему даже удалось на время воссоздать Аккадское царство, но в гораздо меньших границах. Имя Дуду также носит уменьшительный характер; не исключено, что он уже фактически зависел от кутиев.

Последним аккадским царем стал сын Дуду — Шу-турул. В его правление Аккадское государство окончательно пришло в упадок. Отделились шумерские номы со своими династиями, в том числе IV династия Урука и II династия Лагаша. После смерти Шу-турула ок. 2137 г. до н. э. кутии уничтожили Аккадское царство, захватив и разрушив его столицу. В Месопотамии окончательно установилась власть иноземцев.

По мнению большинства исследователей, А. являлся деспотическим государством, где царю принадлежала фактически абсолютная, неограниченная власть. С другой стороны, имелся ряд факторов, переступить которые аккадский правитель не мог. Одним из важнейших было то, что царь никогда не являлся верховным собственником на землю и, следовательно, не мог распоряжаться ею по своему усмотрению.

А. стал первым опытом создания в Месопотамии государства нового типа — централизованного, с сильной царской властью, что было фактически неизвестно шумерским городамРаннединастического периода. Именно в то время были заложены основы политической системы последующих месопотамских держав — Шумеро-Аккадского царства, Вавилонии и Ассирии. Эти первые шаги делались с большим трудом, преодолевая сопротивление традиционных институтов и значительной части элиты, что часто приводило к масштабным восстаниям, сепаратизму и дворцовым заговорам.

В период становления нового государства действия Саргона, видимо, пользовались народной поддержкой, но впоследствии она стала ослабевать. Главную опору царской власти составляла формирующаяся служилая аристократия, а также значительный по своим размерам (около 40—50 % от общего количества) фонд земли, принадлежавшей царю.

Первоначально цари использовали собирательную титулатуру шумерских гегемонов — «лугаль (царь) Страны» и «лугаль Киша» (аккад. «царь множеств»), к которым ещё Саргонприсоединил новый — «царь Аккаде». Набор титулов не был постоянным; известно, что, в своё время, Римуш отказался от «лугаля Страны», а Нарам-Суэн и вовсе отбросил все традиционные титулы, приняв новый, но всеобъемлющий — «царь четырёх сторон света».

Стремясь заручиться поддержкой жречества, Саргониды покровительствовали различным культам, особенно Абы (бога Аккаде), Забабы (бога Киша) и верховного бога Энлиля (главное святилище находилось в Ниппуре). Велось масштабное строительство, храмы щедро одаривались, однако деспотические стремления аккадских царей сильно охлаждали отношения со жречеством.

Уже ранние правители династии Аккаде иногда неофициально пользовались почестями, подобно героям древности. Но решающие шаги в этом направлении были сделаны Нарам-Суэном. Он вводит новый титул «бог Аккаде», а перед его именем ставится детерминатив божества. Но в Месопотамии, в отличие от Египта, божественность не была свойством самой царской власти: одни правители могли обожествляться, другие — нет. Царь также являлся главой религиозного культа, он мог назначать верховных жрецов подконтрольных городов. Кроме того, в его полную титулатуру входили жреческие звания, связанные с культами важнейших божеств — Абы, Анума, Эллиля, Эа, Астар (Иштар) и Анунит.

Страна делилась на территориальные общины или номы — преемники шумерских городов-государств. Во главе их стояли назначаемые ещё со времён Саргона «сыны (то есть граждане) Аккаде» с титулами энси или шагана (наместника). Как правило, это были люди незнатного происхождения, как лагашский энси Лугальушумгаль, обязанные своим положением царю и потому относительно надёжные. Однако на местах продолжали править и представители старых номовых династий, лояльные царю. Некоторой автономией изначально пользовался Киш, где у власти ещё находилась его IV династия, но уже в правление Римуша или Маништушу эта автономия была ликвидирована. Для контроля над территориями, официально не включёнными в состав державы, но находящимися от нее в прямой политической зависимости (таких как Элам), возле их правителей находился специальный посланник — суккаль.

Чтобы удерживать родовую аристократию в повиновении, Саргон практиковал нахождение в столице заложников из её среды. Нарам-Суэн попытался заменить такой порядок назначением на места своих сыновей и родственников. Кроме того, он ставил своих дочерей жрицами высшего ранга в храмах важнейших номовых божеств.

Обстановка в стране была нестабильной, жречество и аристократия были сильно недовольны царской политикой, а центробежные тенденции имели устойчивый характер. На протяжении всей истории царства аккадским царям постоянно приходилось сталкиваться с многочисленными восстаниями.

продолжение

Loading

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24