Центральный Дом Знаний - Аккад

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аккад

стр.: 1  2  3

Аккад, государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде (шумер. Агаде). Являлось крупнейшей державой своего времени.

Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью землишумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий. Наивысшего могущества А. достиг при внуке Саргона, Нарам-Суэне, но уже в конце XXIII в до н. э. держава пришла в упадок, а её основная территория попала под власть горных племен кутиев (гутеев).

В аккадскую эпоху были заложены основы государственной системы последующих крупных держав Месопотамии — Шумеро-Аккадского царства, Вавилонии и Ассирии. У народов Древнего Ближнего Востока А. считался эталонным государством, своего рода образцом древней монархии.

Коренная территория А. занимала среднюю часть междуречья Тигра и Евфрата, а точнее — север Нижней Месопотамии и долину реки Дияла. В Раннединастический период эта область имела шумерское название Ки-Ури (по другим данным, это название носила лишь долина Диялы) и включала в себя ряд номовых государств, таких как Киш, Сиппар, Эшнунна, Вавилон, Куту и др. В ходе многочисленных завоеваний А. превратился в крупнейшую державу своего времени и стал самым большим из когда-либо существовавших до этого государств. Его территория простиралась «от Верхнего (Средиземного) моря до Нижнего (Персидского залива)» и включала северную часть будущей Финикии, Сирию, приграничные районы Малой Азии, собственно Месопотамию, часть Загросских гор и Элама (в современном Иране). После падения Аккадского царства, в эпоху III династии Ура название «А.» становится устоявшимся обозначением бывшей области Ки-Ури, поскольку Саргон и его преемники имели лишь собирательные титулы шумерских гегемонов, к которым прибавляли «царь Аккаде» или заменяли на «царь четырех сторон света». В дальнейшем, после завоевания ВавилономНижней Месопотамии, земли Шумера и А. получили название Вавилония.

Как особая страна, а тем более крупная держава, А. был совершенно неизвестен европейцам вплоть до XIX века. О нём молчат античные источники, так как уход этого государства с исторической сцены произошёл задолго до появления классической полиснойсистемы в Греции. Даже в уцелевших фрагментах написанной в эллинистическую эпоху «Истории Вавилонии», авторство которой принадлежит вавилонскому жрецу Бер-ушу (Беросу), совершенно нет упоминания об этой стране, так как земли Шумера и А. уже давно имели другое название — Вавилония, или (иногда) Халдея. И лишь в Библии имелось единственное упоминание об А., но здесь он считался одним из владений мифического вавилонского царя Нимрода, комментаторы затруднялись с определением его местоположения и считали А. городом.

Первая научная экспедиция в Иран и Месопотамию была предпринята ещё в XVIII веке немецко-датским учёным К. Нибуром, однако вплоть до XIX века ассириологии как науки не существовало. Основным препятствием этому было отсутствие навыков прочтения клинописных источников, образцы которых были собраны ещё европейцами в ходе путешествий на Восток. Лишь в 1802 году Г. -Ф. Гротефенд сделал первые шаги в дешифровке клинописи, правда, лишь более простой древнеперсидской, но восходившей по форме знаков к месопотамской. Параллельно ему большой вклад был сделан английским дипломатом Г. Роулинсоном. В середине XIX века идёт активная дешифровка аккадской (вавилоно-ассирийской) клинописи, наибольший вклад был внесён Ж. Оппертом и Э. Хинксом; в это же время проводятся первые раскопки в Месопотамии.

Исследование клинописных источников позволило идентифицировать титул «царь Шумера и Аккада» (аккад.šar Šumeri u Akkadi), которым часто именовали себя месопотамские правители. В то же время, в ходе раскопок XIX в в Ассирии были найдены летописи царей Тиглатпаласара I, Салманасара III и Синаххериба, в которых А. называлась страна в Южной Месопотамии, населённая особым народом. Невозможность традиционного прочтении ряда клинописных фрагментов или даже целых текстов навела учёных на мысль, что перед ними особый язык, совершенно не родственный вавилоно-ассирийскому. Этот незнакомый язык решили назвать аккадским. Однако вскоре выяснилось, что аккадским (аккад. lišān ’Akkadî) называли свой язык сами вавилоняне и ассирийцы. Тогда, исходя из того же титула «šar Šumeri u Akkadi», неизвестный язык стали называть шумерским. Аккадским же называется язык как собственно аккадцев, так и их потомков — вавилонян и ассирийцев.

Изучение А. не представляло собой какой-то отдельной отрасли, а шло в общем русле развития ассириологии. Поскольку столица этого государства до сих пор не обнаружена, знания об Аккаде пополнялись из других месопотамских городов, непосредственно входивших в состав державы. Археологическое исследования XIX, а в особенности XX века, дали объёмный материал по истории и культуре этого древнего государства. В распоряжении ученых оказались многочисленные административные, правовые и хозяйственные документы, царские надписи, религиозные и отчасти — литературные памятники, дипломатические договоры, светская переписка, даже школьные тексты. Были обнаружены разного рода стелы, обелиски, руины дворцов, большое количество цилиндрических печатей, статуи и т. п. Параллельно велось изучение аккадского языка, первый сводный труд по грамматике и лексике которого был создан ещё в 90-е гг. XIX века. Ф. Деличем. Было установлено, что население древней державы говорило на его особом, так называемом староаккадском диалекте, являвшемся предшественником последующих вавилонских и ассирийских диалектов. 

Источники по аккадскому периоду истории Месопотамии довольно разнообразны. Важнейшее значение имеет письменный материал. Аккадское государство было двуязычным: и аккадский, и шумерский языки широко использовались.

Письменные источники включают в себя многочисленные хозяйственные, административные и правовые документы из городов Месопотамии — Нгирсу, Ниппура,Уммы, Эшнунны, Адаба, Тутуба и др. Помимо этого — надписи аккадских царей, например «Обелиск Маништушу»; дипломатические документы (договор Нарам-Суэна с эламским царем). Это также письма, школьные тексты, вотивные (посвятительные) и религиозные надписи. Особое место занимают так называемые Omina — записи, сделанные древними прорицателями о природных явлениях перед важным событием в жизни страны. Во многом на их основе созданы «хроники» и ритмические произведения в форме подлинных царских надписей (narû).

А. упоминается в более поздних литературных произведениях. В более поздние эпохи, особенно в Старовавилонский период, был создан ряд поэм историко-дидактического характера. Наиболее известная — «Проклятие Аккаде. Месть за Экур». Как правило, эти произведения носят тенденциозный характер, и, как к источникам, к ним относятся очень осторожно. Также есть отдельные таблички с обрывками сказаний о Саргоне Аккадском, основателе царства, и его военных подвигах. Некоторые из них были написаны всего через пару столетий после описываемых событий, другие — уже в ассирийский период. Наиболее известны «Легенда о Саргоне» и «Царь битвы».

Важные сведения дает археологический материал. Это руины дворцов, стелы (особенно Римуша и Нарам-Суэна), глиптика (цилиндрические печати), находки скульптур и т. д.

Также весьма значимы источники из соседних стран — Элама и Восточного Средиземноморья (особенно Эблы).

Территория Нижней Месопотамии, возможно, была заселена шумерами около середины IV тысячелетия до н. э.

Примерно в начале III тысячелетия до н. э. на земли Верхней Месопотамии, предположительно с Аравийского полуострова, переселяются восточные семиты — предки аккадцев. Со временем они заимствуют у шумеров письменность, приспособив её под свой язык, а также мифологию и образ жизни. Первые аккадские имена в Месопотамии появляются в XXVII в. до н. э. Семиты составляли большинство населения в верховьях Тиграи среднем течении Евфрата — городах Мари, Ашшур, Ниневия. В районе Киша и Ниппуранаселение было смешанным, к югу от Ниппура преобладали шумеры.

Сосуществование народов было преимущественно мирным. Источники не упоминают о конфликтах на национальной почве. Шумеры пришельцев никак особо не выделяли, а сами восточные семиты имели такое же самоназвание — «черноголовые» (аккад. şalmat qaqqadim).

Со временем аккадский язык получил большее распространение, что было связано с его относительной простотой и возможностью использовать как средство межэтнического общения. После создания державы Саргона он получает статус государственного. Однако пик семитизации шумеров приходится на последующую эпоху — третьей династии Ура. Итогом этих процессов было формирование новых народностей — вавилонян (из потомков шумеров и аккадцев Южной Месопотамии) и ассирийцев (потомки семитского населения северной части региона).

Раннединастический Шумер представлял собой конгломерат непрерывно воюющих между собой городов-государств, или номов. Правители сильнейших из них стремились установить контроль над соседними государствами Севера и Юга Шумера. В случае, если правитель признавался в Ниппуре, он становился гегемоном Юга, получая титул «лугаль (царь) Страны»; если же он занимал Киш, то становился гегемоном Севера с титулом «лугаль Киша» или (позднее) «царь множеств». Непрерывные войны истощали Шумер, что побудило представителей его аристократии, преимущественно южной, пойти на компромисс, выбрав себе единого, но подконтрольного им лугаля.

Таким правителем в конце XXIV века до н. э. стал Лугальзагеси — энси Уммы, принявший титулы «лугаль Урука» и «лугаль Страны». В 2316 году до н. э. он во главе коалиции южных номов наносит поражение Северу, разгромив энси Киша, Ур-Забабу. С этого времени, возможно впервые в своей истории, почти весь Шумер (кроме Лагаша) был объединён под началом единого правителя. Столицей государства Лугальзагеси стал Урук, он также был выбран верховным жрецом в каждом из подконтрольных номов. Однако это государство являлось лишь конфедерацией, а власть Лугальзагеси была непрочной и целиком зависела от поставивших его энси.

Во время борьбы Лугальзагеси с непокорным энси Лагаша Уруинимгиной на Севере возникло Аккадское царство.

Около 2316 г. до н. э. в Кише происходит военный переворот. Согласно традиции, после поражения от Лугальзагеси, царя Ур-Забабу сверг его садовники подносчик кубков, восточный семит, настоящее имя которого неизвестно. Стремясь оправдать узурпацию и скрыть низкое происхождение, он принял имя Шаррум-кен (аккад. Šarrum-ken «Царь истинен», то есть Истинный царь; в современной историографии он известен как Саргон Аккадский или Саргон Древний).

Получив титул северных гегемонов — «лугаль Киша», он проводит мероприятия по укреплению своей власти. Опираясь на массовую поддержку рядового населения, сформировавшего многочисленное ополчение, Саргон ведет успешные войны против соседних номов. В течение первых трёх лет он завоёвывает земли по Верхнему Евфрату и совершает поход в Сирию. Власть Саргона признает энси Эблы, что позволило ему выйти к «Верхнему морю» (Средиземному).

На четвёртый год своего правления Саргон отстраивает новую столицу — до этого незначительный город Аккаде́ (аккад. Akkadê), куда и переезжает. Вероятно, это было сделано для того, чтобы не связывать царскую власть с традиционными шумерскими элитами и жречеством. К своему титулу«лугаль Киша» Саргон добавляет «царь Аккаде». Наступила эпоха нового государства. По имени столицы оно назвалось Аккад, а значительная часть его населения, восточные семиты, стали называться аккадцами. Титулатура правителей новой державы включала лишь собрание традиционных титулов шумерских гегемонов, к которым прибавлялся новый — «царь (города) Аккаде». Понятие же А. как особой области получит распространение лишь в последующую эпоху III династии Ура.

Укрепив своё положение на Севере, Саргон приступил к войне с Лугальзагеси. Согласно надписям, царю противостояла мощная коалиция из 50 энси. Около 2312 года до н. э. коалиция была разбита, а многие её предводители (в том числе Лугальзагеси) попали в плен. Тогда же или ранее Саргон был признан в священном городе Ниппуре, получив титул «лугаль Страны». Лугальзагеси был доставлен в медной клетке в Ниппур, где предстал перед судом Энлиля, что имело важное идеологическое значение для легитимности власти Саргона. Согласно верованиям шумеров, титул«лугаль Страны» давался верховным богом Энлилем в его священном городе — Ниппуре, и забрать его мог только он. Лугальзагеси был унижен и, скорее всего, казнён.

Уже в следующем году Саргону противостоял новый союз, возглавляемый неким «человеком Ура». Согласно традиции, аккадскому царю пришлось сразиться в 34 битвах, после чего его воины наконец омыли оружие в водах «Нижнего моря» (Персидского залива). Шумер был покорён, но родовая аристократия, недовольная лишением свобод, ждала удобного момента для поднятия нового мятежа.

Замирив страну, царь приступил к её восстановлению. В одной из надписей говорится об отстраивании Киша; ведётся деятельность в Ниппуре; организуется заморская торговля.

В 2305 году до н. э. Саргон предпринимает большой поход в Сирию, к «кедровому лесу» и «серебряным горам». Кроме того, были предприняты военные экспедиции в Элам (взяты города Аван и Сузы) и Симуррум на верхнем Тигре. При этом сам Элам не был включён в состав аккадского царства, но поставлен в прямую политическую зависимость от А. Главной целью походов был захват строительного леса, редкого в Месопотамии.

Итогом многочисленных завоеваний Саргона было создание крупнейшей из когда-либо до этого существовавших держав. Власть царя опиралась на значительный земельный фонд, формирующуюся служилую знать и систему заложничества. Бывшими номами управляли ставленники царя или лояльные ему представители местных династий. Саргон пытался получить идеологическую поддержку жречества, покровительствуя культам Абы — бога Аккаде, Забабы — бога Киша и Энлиля в Ниппуре. В стране сооружались статуи божеств, а храмы щедро одаривались и перестраивались, однако нарастание деспотических тенденций охлаждало отношение жречества к царю.

В конце правления царь столкнулся с новым мятежом в своей стране, но сумел его подавить. Положение аккадской династии было непрочным.

продолжение

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24