|
АлеутыАлеуты (самоназвание унанган), коренное население Алеутских островов (США). Численность около 5 тыс. чел. (1961). Небольшая часть (около 400 чел., 1959) с начала 19 в. живёт на Командорских островах (СССР). Говорят на алеутском языке. По мнению большинства исследователей, А. заселили Алеутские острова из Аляски, ответвившись там около 4 тыс. лет назад от близко родственных им эскимосов. До открытия русскими в 18 в. Алеутских островов А. пользовались орудиями из дерева, камня, кости, знали холодную ковку самородной меди. Занимались охотой на китов и др. морских животных, а также рыболовством и собирательством. В начале 19 в. восприняли многие черты русской культуры и приняли православие. В СССР в 1932 на Командорских островах создан Алеутский район. Большинство А. работает там в звероводческом совхозе. В США в условиях капиталистической эксплуатации хозяйство и самобытная культура А. в значительной степени разрушены. Большая часть их работает по найму в качестве подсобных рабочих. Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959; Народы Сибири, М., 1956. АЛЕУТЫ (самоназвание — унанганы) — народ, коренное население Алеутских островов (США) (откуда были переселены правительством США в 1942 на о-в Адмиралтейства в архипелаге Александра у с.-з. побережья Сев.Америки),живут также на Командорских островах (СССР). Численность в США-ок. 5.600 ч. (1939), в СССР — 353ч. (1926). Язык близок к эскимосскому. По физическому типу — монголоиды, однако чрезвычайно сильно смешанные с русскими и с американцами европейского происхождения. Еще в 18 в. составляли многочисленную народность, населявшую Алеутские, Прибылова, Шумагинские о-ва. Первые сведения об А. были добыты русскими моряками Берингом и Чириковым в 1741—42 во время плавания Камчатской экспедиции. Деятельность Российско-американской компании (см.) привела к ухудшению экономического положения А., к фактическому их закрепощению и сильному сокращению численности. В 1826 компания поселила часть А. на Командорских островах, ранее совсем безлюдных. Язык и этнография А. были обстоятельно изучены в 1823—33 русским учёным И. Вениамино- вым (см.). Изучение археологии и антропологии А. было начато русским исследователем В. И. Иохель- соном и впоследствии продолжено А. Хрдличкой и др. амер. учёными. Проблема этногенеза А. остаётся пока еще нерешённой. Типично островная древняя культура А. представляет большой исто- рич. интерес. В 18—19 вв. А. жили зимой в обширных болыдесемейных полуземлянках (длина до 85 м, ширина 12 м) с входом через крышу, вмещавших до 150 чел. и отапливавшихся жировыми лампами. Занимались охотой на морского зверя, в т. ч. и на китов, и рыболовством. Плавали по морю в кожаных байдарках. Охотились при помощи гарпунов и дротиков, к-рые бросали, применяя метательную дощечку, но употребляли также лук и стрелы. А. носили глухую (нераспашную) одежду из птичьих шкурок и непромокаемые плащи (камлейки) из кишок морского зверя, богато орнаментированные деревянные шапки с большим козырьком, носовые и губные украшения из кости; раскрашивали и татуировали лицо и тело. Достигли высокого совершенства в вышивании, плетении из травы и резьбе; знали холодную ковку меди. Социальная организация А. сближается с социальной организацией чукчей и эскимосов. Селение А. состояло из нескольких больших патриархальных семей и возглавлялось старейшиной. Выделялся слой «почётных» семей, владевших рабами. Сохранялось много пережитков матриархата: наряду с патри- линейным употреблялся также мйтрилинейный счёт родства. Воспитание детей было обязанностью брата матери (авункулат, см.). Выбор жениха иногда предоставлялся невесте. Праздники А. имели характер магических обрядов. Подавляющее большинство элементов как древней материальной культуры, так и социальной организации было А. утеряно уже к исходу 19 п. Алеутская народность в результате жестокой экснлоатации торговцев-скунщиков была близка к вымиранию. США, превратившие Алеутские о-ва с 1913 в т. н. заповедную зону, в действительности в военно-заповедную зону, поставили А. в условия жестокой эксплуатации и угнетения. Добычу А., занимавшихся морскими зверобойными и рыболовецкими промыслами, за бесценок скупала монопольнал компания «Alaska Commercial Company». Часть А. эксилоатировалась на рыбоконсервных заводах американских компаний. Численность А. непрерывно сокращалась. Сведений о занятиях А. после их переселения с Алеутских о-вов не имеется. Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция и проведённые советским правительством мероприятия по культурно-экономическому подъёму малых народов Севера привели А. к коренному изменению их экономического положения в пределах СССР. В 1932 на Командорских островах был образован Алеутский национальный район и организован звероводческий совхоз. Морской промысел технически переоборудован, заработки населения значительно повысились. На островах проведено большое жилищное и коммунальное строительство, на о-ве Беринга построена больница, школа. В наст, время Алеутский национальный район является районом сплошной грамотности, выходит газета «Алеутская звезда» (1935). Имеется мощная радиостанция; в 1934 на о-ве Беринга пущена вход первая электростанция. Разорённое при царизме котиковое, песцовое и бобровое хозяйство поставлено при Советской власти на научные основы и контролируется биологической станцией. Видное место в быту А. занимают спорт, драматическое и музыкальное искусство. Возрождается забытый национальный фольклор и песни, танцы и игры, сопровождаемые национальным музыкальным инструментом «чаях» (соединение ударного и струнного инструментов). Лит.: Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. 1725—1742 [3 изд.]. М,- Л., 1946; Сергеев М. А., Советские острова Тихого океана. [Л.], 1938;
Алеу́ты, жители Тихоокеанского побережья Азии и Америки, в России и США. В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность А. в России — 540 человек (по переписи 2002 года), из них в крае — 446 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов). Большая часть А. (более 2000 человек) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 — 15 тыс. человек. История изучения А. начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733—1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что А. составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этносдостаточно давно. С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть А., предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900году на острове Беринга проживало 279 А., а на острове Медном — 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 А. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус А. приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России А. остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании. После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания А., их оседания на материке. С 1969 А. в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди А. был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от др.-греч. μαγεία — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца. В конце XVIII века А., испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. А. до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Один из А.— Пётр Алеут — почитается Православной Церковью в качестве мученика. Особенности жизни командорских А. определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше. Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом . Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья. |
Loading
|