Центральный Дом Знаний - Алеуты

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алеуты

Алеуты (самоназвание унанган), коренное население Алеутских островов (США). Численность около 5 тыс. чел. (1961). Небольшая часть (около 400 чел., 1959) с начала 19 в. живёт на Командорских островах (СССР). Говорят на алеутском языке. По мнению большинства исследователей, А. заселили Алеутские острова из Аляски, ответвившись там около 4 тыс. лет назад от близко родственных им эскимосов. До открытия русскими в 18 в. Алеутских островов А. пользовались орудиями из дерева, камня, кости, знали холодную ковку самородной меди. Занимались охотой на китов и др. морских животных, а также рыболовством и собирательством. В начале 19 в. восприняли многие черты русской культуры и приняли православие. В СССР в 1932 на Командорских островах создан Алеутский район. Большинство А. работает там в звероводческом совхозе. В США в условиях капиталистической эксплуатации хозяйство и самобытная культура А. в значительной степени разрушены. Большая часть их работает по найму в качестве подсобных рабочих.

Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959; Народы Сибири, М., 1956.


АЛЕУТЫ (самоназвание — унанганы) — народ, коренное население Алеутских островов (США) (откуда были переселены правительством США в 1942 на о-в Адмиралтей­ства в архипелаге Алек­сандра у с.-з. побережья Сев.Америки),живут так­же на Командорских ос­тровах (СССР). Числен­ность в США-ок. 5.600 ч. (1939), в СССР — 353ч. (1926). Язык близок к эс­кимосскому. По физиче­скому типу — монголои­ды, однако чрезвычайно сильно смешанные с рус­скими и с американцами европейского происхож­дения. Еще в 18 в. соста­вляли многочисленную народность, населявшую Алеутские, Прибылова, Шумагинские о-ва. Пер­вые сведения об А. были добыты русскими моряками Берингом и Чириковым в 1741—42 во время плава­ния Камчатской экспедиции. Деятельность Россий­ско-американской компании (см.) привела к ухудше­нию экономического положения А., к фактическому их закрепощению и сильному сокращению числен­ности. В 1826 компания поселила часть А. на Командорских островах, ранее совсем безлюдных. Язык и этнография А. были обстоятельно изуче­ны в 1823—33 русским учёным И. Вениамино- вым (см.). Изучение археологии и антропологии А. было начато русским исследователем В. И. Иохель- соном и впоследствии продолжено А. Хрдличкой и др. амер. учёными. Проблема этногенеза А. ос­таётся пока еще нерешённой. Типично островная древняя культура А. представляет большой исто- рич. интерес. В 18—19 вв. А. жили зимой в об­ширных болыдесемейных полуземлянках (длина до 85 м, ширина 12 м) с входом через крышу, вме­щавших до 150 чел. и отапливавшихся жировыми лампами. Занимались охотой на морского зверя, в т. ч. и на китов, и рыболовством. Плавали по морю в кожаных байдарках. Охотились при помощи гарпунов и дротиков, к-рые бросали, при­меняя метательную дощечку, но употребляли также лук и стрелы. А. носили глухую (нераспашную) одежду из птичьих шкурок и непромокаемые пла­щи (камлейки) из кишок морского зверя, богато орнаментированные деревянные шапки с большим козырьком, носовые и губные украшения из кости; раскрашивали и татуировали лицо и тело. Достигли высокого совершенства в вышивании, плетении из травы и резьбе; знали холодную ковку меди. Со­циальная организация А. сближается с социальной организацией чукчей и эскимосов. Селение А. состо­яло из нескольких больших патриархальных се­мей и возглавлялось старейшиной. Выделялся слой «почётных» семей, владевших рабами. Сохранялось много пережитков матриархата: наряду с патри- линейным употреблялся также мйтрилинейный счёт родства. Воспитание детей было обязанностью бра­та матери (авункулат, см.). Выбор жениха иногда предоставлялся невесте. Праздники А. имели ха­рактер магических обрядов.

Подавляющее большинство элементов как древ­ней материальной культуры, так и социальной организации было А. утеряно уже к исходу 19 п. Алеутская народность в результате жестокой экснлоатации торговцев-скунщиков была близка к вымиранию. США, превратившие Алеутские о-ва с 1913 в т. н. заповедную зону, в действительно­сти в военно-заповедную зону, поставили А. в условия жестокой эксплуатации и угнетения.

Добычу А., занимавшихся морскими зверобой­ными и рыболовецкими промыслами, за бесценок скупала монопольнал компания «Alaska Commer­cial Company». Часть А. эксилоатировалась на рыбоконсервных заводах американских компаний. Численность А. непрерывно сокращалась. Све­дений о занятиях А. после их переселения с Алеутских о-вов не имеется. Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция и про­ведённые советским правительством мероприятия по культурно-экономическому подъёму малых на­родов Севера привели А. к коренному изменению их экономического положения в пределах СССР. В 1932 на Командорских островах был образо­ван Алеутский национальный район и органи­зован звероводческий совхоз. Морской промысел технически переоборудован, заработки населения значительно повысились. На островах проведено большое жилищное и коммунальное строитель­ство, на о-ве Беринга построена больница, школа. В наст, время Алеутский национальный район является районом сплошной грамотности, выходит газета «Алеутская звезда» (1935). Имеется мощная радиостанция; в 1934 на о-ве Беринга пущена вход первая электростанция. Разорённое при царизме котиковое, песцовое и бобровое хозяйство постав­лено при Советской власти на научные основы и контролируется биологической станцией. Видное место в быту А. занимают спорт, драматическое и музыкальное искусство. Возрождается забытый на­циональный фольклор и песни, танцы и игры, со­провождаемые национальным музыкальным инстру­ментом «чаях» (соединение ударного и струнного инструментов).

Лит.: Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспеди­ции Беринга. 1725—1742 [3 изд.]. М,- Л., 1946; Сергеев М. А., Советские острова Тихого океана. [Л.], 1938;  


Алеу́ты, жители Тихоокеанского побережья Азии и Америки, в России и США. 

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность А. в России — 540 человек (по переписи 2002 года), из них в крае — 446 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).

Большая часть А. (более 2000 человек) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 — 15 тыс. человек. 

История изучения А. начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733—1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что А. составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этносдостаточно давно.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть А., предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900году на острове Беринга проживало 279 А., а на острове Медном — 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 А. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус А. приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России А. остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания А., их оседания на материке.

С 1969 А. в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков. 

Для традиционных верований характерен анимизм (от латanima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди А. был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от др.-гречμαγεία — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века А., испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. А. до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Один из А.— Пётр Алеут — почитается Православной Церковью в качестве мученика. 

Особенности жизни командорских А. определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом . Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24