Центральный Дом Знаний - Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО Аквастар

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО Аквастар

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО "Аквастар"

1  2  3

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства………………………..…5

1.1. Сущность малого предпринимательства…………………………….…..….…5

1.2. Роль малого предпринимательства в экономике…………………………...….7

1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………….……….....8

Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства ……………………………........10

2.1. Мировые тенденции развития малого предпринимательства.…………..…..10

2.2. Тенденции развития малого бизнеса в России…………………………..……..15

2.3. Развитие малого бизнеса в Республике Коми ………………………………....19

Глава 3. Анализ деятельности малого предприятия на примере ООО «АКВАСТАР»……....21

    1. Общая характеристика Итальянской химчистки-прачечной «АКВАСТАР».21

    2. Конкурентные преимущества и слабые стороны ООО «АКВАСТАР» …….25

    3. Анализ финансовых показателей ООО «АКВАСТАР»…………………...….31

    4. Перспективы развития малого предприятия ООО «АКВАСТАР»……….…32

Заключение…………………………………………………………………………….……...33

Список литературы……………………………………………………………………….…..35

Приложения…………………………………………………………………….……………..36

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП [5]. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

В России о необходимости поддержки малого предпринимательства говорится давно. В «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» говорится о повышении роли малого бизнеса в экономическом и социальном развитии республики [1]. Но, к сожалению, темпы развития малого бизнеса в России и Республике Коми невысоки, и основную долю занимают предприятия розничной торговли. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Актуальность данной темы вызвана тем, что малый бизнес необходим экономике любой страны, он способствует формированию оптимальной структуры экономики, обеспечивает гибкость и развитие конкуренции. В России, в условиях рыночной экономики, малое предпринимательство на протяжении 20 лет развивается низкими темпами.
Цель работы – анализ проблем развития малого бизнеса в России, и определение перспектив развития малого предпринимательства на примере ООО «АКВАСТАР».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- сформулировать сущность малого предпринимательства;

- определить роль малого предпринимательства в экономике;

- рассмотреть преимущества и проблемы малого бизнеса;

- выяснить перспективы развития малого предпринимательства;

- проанализировать мировые тенденции развития малого предпринимательства

- рассмотреть развитие малого предпринимательства в России

- выявить тенденции развития малого бизнеса в Республике Коми

- сформулировать конкурентные преимущества и слабые стороны ООО «АКВАСТАР»

- провести анализ финансовых показателей ООО «АКВАСТАР»

- определить перспективы развития малого предприятия ООО «АКВАСТАР».

Предмет исследования – малый бизнес.

Объект исследования – малое предприятие ООО «АКВАСТАР» г. Сыктывкара.

Методы исследования: анализ деятельности ООО «АКВАСТАР».

При написании работы использовались следующие источники: работы Лапуста М.Г., Бернстайн Л.А., Блинова С. И., Жуковец М.В., Ковалева В.И.., Мишуровой И.В., Орловой Р.Н., Рутгайзер В.М., Шейкина П.Д.; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года; интернет-публикации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность малого предпринимательства

Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение, прежде всего, в малом бизнесе, который в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы на потребительском рынке.

Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового. Для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:

  • личные интересы и выгоду

  • надежность защитного механизма

  • возможность снижения степени неопределенности и риска

  • существование ниши на рынке или вероятность увеличения доли рынка

  • наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли

  • способность перераспределять ресурсы и управлять нововведениями.

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантильоном, жившим в начале XVIII века: «Предприниматель – человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции или услуг, предлагаемых потребителям» [10].

Он должен знать, что создавая предприятие, несет полную ответственность за его текущее функционирование, развитие, рост, выживание. Таким образом, суть предпринимательства заключается в умении оценить прибыльность дела и способности наиболее выгодно распределить имеющиеся ресурсы.

Предпринимательские возможности могут проявляться в виде:

- поиска более эффективных способов удовлетворения существующих потребностей;

- разработка новых технологий, изделий для удовлетворения имеющихся потребностей (или создания новых);

- использования несовершенства рыночного механизма и законодательства для эффективного ведения бизнеса.

Предприниматель – это, как правило, творческий, изобретательный и энергичный человек, знающий структуру потребностей и способный их удовлетворить.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия, организации различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия. На которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета министров СССР, принятом в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако, величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209 - ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные едины государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1].


1.2. Роль малого предпринимательства в экономике


В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в хозяйственном прогрессе. Аргументов в пользу этой позиции выдвинуто не мало, но важнейшие, таковы:

  1. Эта предпринимательская форма способствует достижению оптимальной структуры экономики, в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Малое предпринимательство содействует гибкой перестройке и производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, равномерному развитию регионов, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.

  2. Значимой функцией малого предпринимательства служит функция обеспечения повышенной мобильности и гибкости рыночной экономики. Если спрос растет, то быстро появляются новые малые предприятия. В случае падения спроса определенная часть малых фирм закрывается или переориентируют свою деятельность. Благодаря этому малый бизнес выполняет задачу сглаживания колебаний экономической конъюнктуры.

  3. Хорошо сбалансированная малая экономика обеспечивает развитие конкуренции, создающей систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В свою очередь, это позволяет более активно разрабатывать и задействовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.

  4. Как свидетельствует опыт мирового экономического развития, в периоды кризисов и спадов производства именно малый бизнес является существенным фактором создания новых рабочих мест. Например, в США кризис 1980 – 1987 гг. вызвал сокращение занятых в крупных компаниях, в то время как все 984 тыс. рабочих мест, созданных в американской экономике за этот период, пришлись на мелкие предприятия с числом занятых менее 20 человек.

  5. Мелкий бизнес по своей природе является более инновационным, по сравнению с крупными компаниями, т.к. само создание малых фирм не редко связано с идеей коммерческого использования какого-либо новшества. По оценке американских экспертов, за послевоенный период примерно 40 – 46 % всех базовых нововведений было осуществлено на мелких предприятиях. При этом для небольших фирм инновации связаны с меньшим риском, т.к. возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей продукции, как это было бы с большой компанией [11].

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.


1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике, даже развитых стран, т.к. ему свойственны определенные преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы [7].

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения, по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которых часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в тоже время, не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого предпринимательства сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложены в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

Недостатком в деятельности малых предприятий является «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат их деятельности. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.


2. Анализ развития малого предпринимательства

2.1. Мировые тенденции развития малого предпринимательства


В современном мире малое предпринимательство занимает все более значимое место в производстве това­ров и услуг, включая такой специфический товар, как на­учно-технические и технологические инновации. Малые предприятия стали неотъемлемым элементом рынков — товаров и рабочей силы, которые наряду с рынком капита­лов образуют систему общественного воспроизводства в любой стране. Они выполняют чрезвычайно важные соци­альные функции, объективно противодействуя безработи­це, распространяя предпринимательские навыки, давая возможность огромным слоям населения самореализоваться, не утратить личностной самоидентификации. Непосред­ственным результатом этого является нормализация поли­тических процессов, уменьшение крайних, экстремистских форм политической борьбы, социальный мир. В начале III тысячелетия малое предпринимательство окончательно превратилось в важного агента общественного воспроизвод­ства, а это не позволяет подходить к вопросам его поддер­жки и развития по остаточному принципу, полагая, что эта сфера экономики является чем-то сопутствующим по отношению к крупному корпоративному сектору экономики.

В последнее время малое предпринимательство полу­чило широчайшее распространение в странах Запада. Эко­номическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, часто в области высоких техноло­гий, привели к появлению огромного числа людей, желаю­щих создать собственное дело. Стимулирует предпринима­тельство и безработица. Многие служащие корпораций вынуждены были уйти в сферу малого предприниматель­ства, потеряв уверенность в том, что работа в крупной корпорации дает автоматическую гарантию занятости.

Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования свидетельствует об экономической активности широких слоев населения и создании для этого благоприятных рыночных условий. Втягивание зна­чительной части населения в систему рыночных отношений обеспечивает стабильность этой системы. По мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20—30% граждан имеют собственное дело.

Но даже в странах с устоявшейся рыночной экономи­кой и благоприятной инфраструктурой отмечается высокий процент ликвидации мелких фирм и трудности с началом своего дела. Высокая зависимость малых фирм от воздей­ствий внешней среды и чувствительность к неблагоприят­ным изменениям, низкий уровень менеджмента и личност­ные проблемы делают малое предпринимательство уязви­мым. В США ежегодно создается около 600 тыс. малых пред­приятий, однако половина из них прекращает свою дея­тельность в течение первых 18 месяцев. В Дании ежегодно появляется около 15 тыс. абсолютно новых предприятий, но после 5 лет только 58% из них могут удержаться на рынке.

По данным экспертов ООН, в малом предприниматель­стве занято около 50% населения всего мира. Для разви­тых стран эта доля значительно выше.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24