Азербайджанский народ создал самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, музыку и.т.п. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих такие традиционные промыслы, как ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.
Органически связанная с языком азербайджанская культура возникла в XIV—XV вв., материальная же оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Самостоятельная азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись общей религией и культурно-историческими традициями. В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры — Южный Азербайджан и равнинный Карабах, которые окончательно сложились в XVI—XVIII вв.
Первым памятником на тюркском языке считается «Книга моего деда Коркута» — эпос огузских племён, позднее вошедших в состав туркменского, азербайджанского и турецкого народов. В эпоху Средневековья на азербайджанском творили такие поэты, как Насими, Хакики (Джаханшах), Шах Исмаил Хатаи, Физули, Ковси Табризи, Ашуг Гурбани и др. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы, а язык в значительной мере ещё носит общетюркский характер. Основоположником же реализма в азербайджанской литературе стал поэтXVIII века и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф, главной темой поэзии которого была любовь и душевная красота человека.
После того, как в XIX веке территория нынешней Азербайджанской Республики вошла в состав Российской империи, местное население было оторвано от персидской традиции и приобщилось к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани,Хуршидбану Натаван, Аббасгулу ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. В середине века зарождается азербайджанская драматургия, среди видных представителей которого можно выделить Мирзу Фатали Ахундова, Наджаф-бека Везирова. В Иранском Азербайджане творят такие поэты, как Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также ашугская поэзия. Наиболее известными были ашуги Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.
В начале XX века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а такжеГусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Аббас Сиххат. Среди видных литературных деятелей Советского Азербайджана можно назвать Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Расула Рзу, Мамеда Саида Ордубади, Мирзы Ибрагимова, Бахтияра Вахабзаде, и др. В это время в Иранском Азербайджане творили Мухаммад Хусейн Шахрияр, Самед Бехранги и др.
Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность среди русскоязычных читателей получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавших исключительно на русском.
На протяжении веков азербайджанская музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Бытовало народное песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны национальной жизни. Танцевальная музыка также является самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и др.
Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчинённого определённым стилистическим признакам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ащуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе. В 2009 году азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[130]. Среди выдающихся ашугов прошлого можно назвать Гурбани, Аббаса Туфарганлы, Алескера.
Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков. Известны такие мугаматисты, как Джаббар Каръягдыоглу, Меджид Бейбутов, Сеид Шушинский, 3юльфюгар Адыгёзалов, Хан Шушинский,Шовкет Алекперова, Алим Гасымов, таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), Курбан Пиримов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха. Мугамы были исследованы Мир Мохсун Наввабом.
Фундамент современной музыкальной культуры заложен Узеиром Гаджибековым, создавшему первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноимённой поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др. Среди первых артистов оперы и драмы Гусейнкули Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, Ахмед Агдамский.
В 1940 году композитор Афрасияба Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке «Девичья башня».
Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова, Элдара Мансурова, основоположника азербайджанского джаза Вагифа Мустафа-заде, создавшего новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской нардной музыкой. Были популярны такие певцы как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль, его сын Полад Бюль-Бюль Оглы Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижёр Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзадеи певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе Евровидение 3-е место.
В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидова зербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского иарабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди А. распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских А. Всего около 90 % всех А. являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди А. существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. А.-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских А. есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно А. ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство,шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры —пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (А.) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть А. в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения А. имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни А. в Иране сходны с условиями жизни персов.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ — народ древней культуры, населяющий Вост. Закавказье. Язык— азербайджанский. В основе происхождения А.— древние этнические группы Восточного Закавказья (албанцы, мидийцы, касшти и др.) и проникавшие сюда на протяжении с 7 в. до н. а. по 15 в. н. э. скнфокиммерийские, болгаро-гуипские, хазарские, иранские и тюрко-мопгольские элементы. А. —основное население Азерб. ССР и входящей в её состав Нахичованской АССР. Живут также довольно значительными массами в Грузинской ССР, Армянской ССР и Дагестанской АССР. Другая крупная часть этого народа живёт в Иранском Азербайджане. Численность в СССР — 2.274.805 чел. (перепись 1939).
Из числа А., живущих в Азерб. ССР, значительная часть городского населения занята в промышленности — добыла нефти, текстильное и пищевое производство. Занятия сельского населения, объединённого в колхозы,— полеводство, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, скотоводство. Для скотоводческого хо-хяйства низменной нолосы характерны сезонные отгоны стад в горы на пастбища. В обработке земли применяется искусственное орошение. Среди кустарных производств наиболее видным является ковроткачество, помимо того, имеется златокузнечество, выделка кованой медной утвари, гончарство, обработка дерева и камня, шерстяное, шёлковое и бумажное ткачество, валяние шерсти, обделка кожи, плетение цьшовок, искусство женских рукоделий. Жилые и хозяйственные постройки, в зависимости от бытовых особенностей и природных условий районов,очень разнообразны: сохранившиеся кое-где в сельских районах войлочные юрты, дома с деревянным куполообразным перекрытием, сакли нагорного типа, саманные постройки и др. вытесняются постройками городского типа. Национальный костюм исчезает из употребления. В большей степени он сохраняется у женщин. При множестве местных вариантов основные его элементы: короткая (до бёдер) рубашка, такой же короткий «архалук» ' (род кофты с грудным вырезом), широкие гаальвары, юбка, головной платок или шапочка, туфли. Мужской костюм старого образца: рубаха, «архалук» (род куртки), пояс, «чуха» (длинная верхняя одежда со сборками у талин), шальвары, шерстяные носки, кожаные туфли, папаха. Будучи сложившейся нацией А. сохраняют основное единство и монолитность в своей национальной культуре. Однако в рамках этого единства — в отдельных районах и у отдельных их групп (например у так называемых падаров, мугалов, айрумов и др.) — можно наблюдать многие местные бытовые особенности и отличия. До того, как азербайджанцам была насильственно навязана арабскими завоевателями религия ислама, они были огнепоклонниками.
До Великой Октябрьской социалистической революции в Азербайджане письменность (на основе арабской графики) была доступна лишь духовенству и буржуазии. В наст, время письменность, упрочившаяся на базе русского алфавита, в Азербайджане — широчайшее достояние трудящихся. Народное изобразительное искусство А. представлено развитым орнаментом растительного и геомотрич. стилей (па тканях, металле, дереве, камне и др.). Государственный азербайджанский историчский музой в Баку обладает ценнейшими этнографическими коллекциями по всем отраслям материальной культуры А. Большое богатство представляет фольклор разнообразных жанров, также народная музыка и танцы.