|
Р.С.Немов. Психология. В 3-х книгахНемов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров. Книга 1 содержит общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии человеческой деятельности и познавательных процессов, психологии личности, межличностных отношений, социальной психологии, истории психологии. ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является учебником
по психологии для высших педагогических
учебных заведений. Оно состоит из трех
книг, включающих в себя полный основной
курс психологических знаний, необходимых
преподавателю, воспитателю и руководителю,
работающему в системе образования. В
этот курс входят сведения из разных
областей психологической науки, имеющие
прямое или косвенное отношение к обучению
и воспитанию детей: общей психологии,
психофизиологии, социальной психологии,
психодиагностики, психологии управления
и некоторых других психологических
дисциплин.
Данная, первая книга учебника содержит
в себе общие основы психологических
знаний, необходимые для более глубокого
понимания и лучшего усвоения специальных
разделов психологии, связанных с
педагогической деятельностью.
Текст учебника снабжен необходимым
методическим аппаратом, который может
понадобиться как преподавателю, так и
студентам. Этот аппарат включает в себя
фрагменты программы курса, изложенные
в виде резюме в начале каждой главы
учебника. Эта часть текста выделена
словами «краткое содержание», которые
следуют сразу после названия главы.
Наименования отдельных параграфов,
соответствующие вопросам, рассматриваемым
на лекционных и семинарских занятиях,
в кратком содержании вьщелены. В конце
каждой главы имеются темы и вопросы для
обсуждения на семинарских занятиях,
вопросы к экзаменам и зачетам, а также
темы, рекомендуемые для написания
рефератов и проведения самостоятельной
исследовательской работы студентов.
Каждая глава завершается списком
литературы по теме. Он включает в основном
работы, опубликованные в течение
последних двадцати лет. Список литературы
разделен на три группы:
I — литература, предназначенная
для подготовки к семинарским занятиям.
II — литература,
рекомендуемая для написания рефератов,
подготовки тематических сообщений
(докладов).
III — литература, рекомендуемая
для самостоятельных научных исследований
по данной теме.
Предполагается, что студент, работающий
над рефератом, докладом или занимающийся
самообразованием, уже знаком с
первоисточниками, включенными в группу
I, используемыми на
семинарских занятиях. Соответственно
подразумевается, что человек, приступающий
к проведению самостоятельных научных
исследований на заданную тему и
обращающийся к литературе из группы
III, уже знаком с
первоисточниками, отнесенными к группам
I и II. Иными
словами, в списке использован кумулятивный
принцип представления рекомендуемой
литературы.
Схема расположения литературных
первоисточников и связанных с ними
отсылок следующая. Сначала в списке
дается название произведения с
соответствующими библиографическими
данными. Затем в скобках — наименование
проблем и вопросов, по которым можно
найти информацию в данном первоисточнике
с указанием страниц. Иногда формулировки
проблем и вопросов соответствуют
наименованиям разделов, глав и параграфов
цитируемых книг, иногда отличаются от
них. Отличающееся от имеющегося в
первоисточнике название дается в том
случае, если книжный заголовок не вполне
точно отражает тематическое содержание
текста с точки зрения его соответствия
изучаемой теме программы курса.
В конце учебника имеется словарь основных
психологических понятий1. Его задача —
ввести полные и емкие определения
основных научных понятий курса.
В словаре второй книги наиболее трудные
психологические понятия повторяются
для их лучшего усвоения, а также для
устранения необходимости повторного
обращения читателя к первой книге с
целью припоминания содержания того или
иного понятия.
ОГЛАВЛЕНИЕ (Книга 1): Предисловие.........................................................................................................3 Раздел I. Введение в психологию.........................................................................5 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.............................................— Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей................................................................................6 Психология как наука........................................................................8 Основные отрасли психологии........................................................ 12 Методы исследования в психологии............................................... 16 Глава 2. Естественнонаучные основы психологии...............................................28 Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.............................................................................29 Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи..................................................................................................42 Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека............................... 52 Генетические корни психологии и поведения...............................72 Глава 3. Психология и науки о человеке..............................................................91 Психология и история.....................................................................92 Психология и философия................................................................95 Психология и социология ...............................................................97 Психология и педагогика................................................................106 Глава 4. Развитие психики человека и животных.............................................109 Истоки психики живых существ....................................................ПО Становление низших форм поведения и психики........................113 Развитие высших психических функций у человека.....................122 Сравнение психики человека и животных....................................125 Глава 5. Сознание человека......................,.........................................................132 Природа человеческого сознания.....................................................— Возникновение и развитие сознания.............................................136 Сознание и бессознательное...........................................................139 Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов...................145 Глава 6. Деятельность.........................................................................................— Понятие и строение человеческой деятельности.............................— Виды и развитие человеческой деятельности................................152 Деятельность и психические процессы..........................................156 Умения, навыки и привычки.........................................................158 Глава 7. Ощущения и восприятие......................................................................165 Понятие об ощущениях..................................................................166 Измерение и изменение ощущений...............................................173 Восприятие, его виды и свойства...................................................181 Законы восприятия.........................................................................190 685 Глава 8. Внимание..............................................................................................201 Явления и определение внимания.................................................202 Функции и виды внимания............................................................206 Психологические теории внимания...............................................208 Развитие внимания.........................................................................211 Глава 9. Память................................................................................................217 Общее представление о памяти......................................................218 Виды памяти и их особенности .....................................................219 Индивидуальные различия памяти у людей..................................228 Теории и законы памяти................................................................232 Формирование и развитие памяти.................................................243 Глава 10. Воображение.......................................................................................260 Определение и виды воображения...................................................— Функции воображения, его развитие.............................................265 Воображение и творчество..............................................................266 Воображение и органические процессы........................................268 Глава 11. Мышление...........................................................................................273 Природа и виды мышления............................................................274 Особенности творческого мышления.............................................282 Теории мышления в психологии ...................................................294 Развитие мышления........................................................................298 Глава 12. Речь....................................................................................................311 Речь и ее функции..........................................................................312 Речь как средство общения.............................................................318 Речь как инструмент мышления ....................................................323 Соотношение мышления и речи....................................................324 Раздел III. Психология личности......................................................................335 Глава 13. Введение в психологию личности..........................................................— Общее представление о личности..................................................336 История исследований личности...................................................338 Современные теории личности......................................................341 Формирование и развитие личности .............................................356 Проблема устойчивости личности..................................................362 Глава 14. Способности.......................................................................................373 Понятие о способностях.................................................................374 Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379 Природа человеческих способностей.............................................386 Развитие способностей....................................................................388 Глава 15. Темперамент......................................................................................394 Типы темпераментов.........................................................................— Свойства темперамента...................................................................397 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400 Темперамент и личность.................................................................401 Глава 16. Характер............................................................................................405 Определение характера.....................................................................— Типология характеров......................................................................407 Формирование характера................................................................418 •Личность и характер человека........................................................420 Глава 17. Воля....................................................................................................424 Понятие о воле..................................................................................— Теории воли.....................................................................................427 686 Волевая регуляция поведения.........................................................429 Развитие воли у человека................................................................432 Глава 18. Эмоции ...............................................................................................435 Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436 Психологические теории эмоций...................................................445 Эмоции и личность.........................................................................452 Глава 19. Мотивация.........................................................................................461 Мотив и мотивация.........................................................................462 Психологические теории мотивации .............................................469 Мотивация и деятельность.............................................................484 Мотивация и личность....................................................................496 Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений...................................511 Глава 20. Общение................................................................................................— Понятие и виды общения...............................................................512 Роль общения в психическом развитии человека.........................516 Техника и приемы общения...........................................................519 Развитие общения...........................................................................522 Глава 21. Малая группа и коллектив.................................................................528 Понятия малой группы и коллектива..............................................— Феноменология малых групп.........................................................538 Межличностные отношения в группах и коллективах..................547 Эффективность групповой деятельности.......................................558 Глава 22. Личность в группе..............................................................................572 Положительное воздействие общности на индивида....................573 Отрицательное влияние группы наличность................................576 Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585 Самочувствие личности в группе...................................................593 Глава 23. Интимные межличностные отношения.............................................601 Дружба...............................................................................................— Любовь.............................................................................................604 Вражда.............................................................................................609 Одиночество....................................................................................613 Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии...........................623 Возникновение психологических знаний......................................624 Развитие психологии с эпохи- Возрождения до середины XIX в..........................................................................627 Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в..............................................................630 Становление и современное состояние психологии в нашей стране................................................................................644 Словарь основных психологических понятий.......................................................651 ОГЛАВЛЕНИЕ (Книга 3)
|
Loading
|