Центральный Дом Знаний - Азербайджанцы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азербайджанцы

Азербайджанцы, азербайджанлылар, азерилер, нация. В СССР А. составляют основное население Азербайджанской ССР (67,5% по переписи 1959). Живут частично в Грузинской ССР, Армянской ССР и Дагестанской АССР, а также в Узбекистанской ССР, Туркменской ССР, Казахской ССР, УССР. Общая численность в СССР 2,94 млн. человек (перепись 1959; 3,6 млн. человек, по оценке на начало 1965). Свыше 4 млн. человек живёт в Иране, главным образом на С., и в Ираке. Говорят на азербайджанском языке. Верующие А. — мусульмане. В 19 — начале 20 вв. А. в исторической литературе и официальных документах называли тюрками, татарами. В этногенезе А. участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в 1-м тыс. до н. э. и 1-м тыс. н. э. ирано- и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Формирование азербайджанского народа в основном завершилось в 11 — 13 вв. в результате вторжений и оседания в Азербайджане новой волны тюркоязычных народов (особенно сельджуков).

  Присоединение Северного Азербайджана к России (по договорам 1813 и 1828) избавило его от вторжений турецких и иранских захватчиков и способствовало вовлечению А. в русло капиталистического развития и дальнейшей консолидации азербайджанской нации. После установления Советской власти в Азербайджане (апрель 1920) в ходе социалистического строительства А. в СССР окончательно оформились в социалистическую нацию с высокоразвитыми экономикой и культурой.

  Исторически сложились этнографические группы А., отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту: айрумы, карапапахи, падары, шахсевены, карадагцы, афшары и др. Некоторые из них находятся за пределами СССР, в Иране и Турции. В СССР они приобщились к социалистическомухозяйству и культуре А. Айрумы расселены на 3. Азербайджанской ССР (в районе Кировабада, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа. Занятия — горное скотоводство и земледелие. Длительное время у них сохранялись некоторые архаические черты в быту и хозяйстве (подземные жилища; из-за неустроенности дорог почти полностью отсутствовал колёсный транспорт и т. п.). Карапапахи («чёрные папахи») — наиболее известная этнографическая группа А. Проживают в западной части Азербайджанской ССР, а также в Грузинской ССР и Армянской ССР. Основная масса их живёт за рубежом (в Турции и частично в Иране), где они составляют национальное меньшинство; занимаются земледелием и отчасти скотоводством. Падары живут в восточной части Азербайджанской ССР. У них дольше, чем у других этнографических групп А., сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта. Шахсевены живут главным образом в Иране, небольшая часть — на Ю. Азербайджанской ССР (Муганская степь). Главные занятия — скотоводство и земледелие. Их материальная и духовная культура имеет ряд специфических особенностей. Карадагцы расселены по горному плато Карадаг, на С.-3. Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам. Афшары расселены по всему Ирану. Занимаются полукочевым скотоводством.

  У А., живущих в СССР, за годы Советской власти сформировались новые элементы материальной культуры, социалистический уклад общественной и семейной жизни (исчезли пережитки патриархальных отношений, неравноправие женщин и др.). Старые типы жилища (традиционные дома из камня, сырцового и обожжённого кирпича, деревянно-земляные — «карадам») сменяются современными. Старые формы национальной одежды почти повсеместно вытеснены современными и лишь частично сохраняются у женщин в сельских местностях (комплекс из короткой рубахи-кофты и длинной юбки, носки из яркой шерстяной пряжи, глубокие калоши, шёлковые кустарные головные платки).

  Азербайджанский народ создал замечательную самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, зодчество, музыку. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих традиционные промыслы (ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.).


Азербайджанцы (азерб. azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər آذری لر, azərbaycan/azəri türkləri), тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Общая численность — свыше 29 миллионов человек. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают в России (Дагестан), Грузии (Борчалы) и Турции(Карс и Ыгдыр). Является коренным малочисленным народом Республики Дагестан. Верущие А. преимущественно исповедует ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб). Антропологически большинство А. относится к каспийскому типу европеоидной расы.

А. — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, являясь при этом вторым по численности народом Грузии и Ирана, а также одним из народов Дагестана. В самом Азербайджане проживают свыше 7,2 миллиона А. (перепись 1999 года), составляя 91 % населения страны.

Помимо Азербайджана, А. проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан. Проживают также в восточных районах провинций Курдистан (в сёлах близ Горве) и Хамадан, северных районах провинции Казвин. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж,Мешхед. Общая численность А.  в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. и даже до 23,5 млн чел. 

В России А. традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе Дагестана (55,7 %) и также компактно расселены в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция А. из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня А. в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего А. в России по переписи 2002 года 621 840 чел.

В Грузии А. населяют область Квемо-Картли (225 тыс., 2002 г. или 45 %), то есть южные, юго-восточные и центральные районы страны: Марнеули (98 тыс., 2002 г.), Гардабани (50 тыс.), Болниси (49 тыс.), Дманиси (19 тыс.). В этих четырёх районах они составляют абсолютное или относительное большинство (83 %, 44 %, 66 %, 67 % соответственно). Помимо этого они населяют районы области Кахетия (40 тыс.,2002 г. или 10 %): Сагареджо (18 тыс. или 32 %), Лагодехи (11 тыс. или 22 %), Телави (8 тыс. или 12 %), а также область Шида-Картли (6 тыс. или 1,8 %) (в том числе в Каспи (4 тыс. или 8 %), Карели (1 тыс. или 2,3 %) и др.), область Мцхета-Мтианети(2 тыс. или 1,8 %), в основном в районе Мцхета. Часть А. проживает в Тбилиси (11 тыс. или 1 %), столице области Квемо-Картли — городе Рустави (5 тыс. или 4 %) и др.

До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян. В конце XIX века 77 тыс. человек Эриванского уезда владели азербайджанским языком в качестве родного.

В Турции А. традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана А. расселились во многих городах Турции и США.

В Туркмении А. наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши (Красноводск) и Ашхабад.

Кроме того, А. живут в Европе, США, Канаде, на Украине, в Узбекистане, Казахстане и других республиках бывшего СССР.

В процессе этногенеза А. участвовало древнее коренное население Атропатены и Кавказской Албании. В основном это были иранские народы, кавказские албаны и другие кавказоязычные народы, которые смешались с вторгавшимися сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В основном это были киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары,огузы, печенеги и др. Дагестанский учёный С. Ш. Гаджиева пишет, что

"Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюрко-язычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в."

А. имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых являются местное население восточного Закавказья и возможно мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было иранизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III—VII вв. н. э.).

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения и в XI—XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века, в эпоху правленияСефевидов. По мнению Льва Гумилёва,  этнические границы между турками и А. установились к XVI веку, но к тому времени они ещё окончательно не были определены. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI—XVII века, когда на территорию Азербайджана переселились полукочевые племена шахсеваны (Мугань) и падары (некоторые западные регионы). Вплоть до XX века существовали различные этнографические группы А. — айрумы, карапапахи, терекеме,падары, шахсевены, карадагцы, афшары, каджары, баят и др.

В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, А. оказались разделены между двумя десятками полунезависимых ханств. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к разделу Азербайджана по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, и влияние А.  в Иране значительно ослабло. По сведениям 1886 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», А. проживали на территории Бакинской,Елизаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний, Дербентского и Закатальского округов общей численностью 1 139 659 человек. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, издававшегося в Российской империи в конце XIX — начале XX вв., численность А.  составляла 1 168 025 человек, из которых около 40 тыс. проживало в Персии (общее же число тюрко-татар в Персии ЭСБЭ определяет в 1 700 000 человек).

После распада Российской империи в 1918 году была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), просуществовавшая два года. В результате советизации Азербайджана была образована Азербайджанская ССР. Многие азербайджанские революционеры, активно боровшиеся за установление советской власти, станут инициаторами серёзных преобразований в азербайджанском обществе, но погибнут в ходе массовых репрессий 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на имевший место коллаборационизм (например Азербайджанский легион), большая часть А. защищала свою родину в рядах Красной Армии (с оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана, сотни тысяч из этих советских граждан погибли на полях сражений; среди А. много получивших различные награды за боевые заслуги, из них несколько десятков А. получили звание Герой Советского Союза). В составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане 7,5 тыс. А. участвовали в Афганской войне, из которых погибло 195 А. , что является наибольшим среди потерь из кавказских народностей. Азербайджан обрёл независимость в 1991 году, но оказался втянутым в войну с соседней Арменией, в результате которого от 800 тыс. до 1 млн А. стали беженцами и внутренне перемещёнными лицами.

В настоящее время А. разделены границами пяти государств: Азербайджана, Ирана, Турции, Грузии и России (Дагестан). 18 декабря 2008 года в Баку была принята «Хартия солидарности азербайджанцев мира», главной целью которой является объединение А. , проживающих во всём мире.

Во время Первой мировой войны турецкие войска летом 1918 года вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Это позволило демократической партии Шейха Хиябани в Тебризе начать национально-освободительное движение, направленного против шахского режима. В начале 1920 года Хиябани объявил южный Азербайджан — Азадистаном («Страна Свободы» — азерб.), но восстание было подавлено войсками Ирана и контроль Тегерана был полностью восстановлен. Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства А. и стимулировало стремление к объединению А. Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлевив 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к А. и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.

Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения. В 1945 году на территории, занятой советскими войсками, образовалось Национальное правительство Азербайджана. Однако оно просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании. На следующий день несколько тысяч иранских А. были убиты. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось. Так же, как это делала монархическая власть, исламский режим, пришедший к власти в 1979 году в ходе Исламском революции, принижал этническую разницу между персами и А. Несмотря на то, что важные фигуры иранского истеблишмента были этническими А., как например Аятолла Али Хаменеи, власти не колебались в выборе средств для подавления вооружённого сепаратизма, применяя тяжёлое оружие, как, например, при подавлении восстания в Тебризе в 1981 году, и казнив сотни А. С другой стороны после исламской революции многие А. заняли высшие государственные посты в стране (среди таковых глава временного правительства Мехди Базарган, президент, а затем рахбар Али Хаменеи, последний премьер-министр Ирана Мир-Хосейн Мусави, председательСовета экспертов Али Мешкини и.т.д.). Тысячи азербайджанских добровольцев сражались вместе с персами и другими народами Ирана в Ирано-иракской войне, защищая общую родину, причём населённый преимущественно А. Ардебиль занимает второе место среди городов по числу погибших в ходе этой войны.

31 декабря 1989 года на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили советско-иранскую границу. Тысячи А. пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране. В тот же день в Стамбуле открылся первый в истории Всемирный Конгресс А.

В XX веке А. , на протяжении многих веков жившие в Армении, превратились в безгласных гостей, подвергавшихся дискриминации и вытесненных на социальную обочину, что привело к серьёзным изменениям в этнической картине страны. В 1905—1906 годах Эриванская губерния явилась ареной стычек между армянами и А. (известных у современников как «Армяно-татарская резня»), спровоцированных, по мнению многих, царским руководством, с целью отвести внимание народных масс от Первой Русской революции. Напряжённость наросла в 1918 году, когда Армения и Азербайджан стали ненадолго независимыми. Оба государства претендовали на одни и те же земли на стыке своих границ.Военные действия на фоне массового прибытия в Армению армянских беженцев из Османской империи привели к резне мусульман, в результате чего почти все они бежали в Азербайджан. Особенно отличились в уничтожении мусульманских селений Андраник Озанян и Рубен Тер-Минасян, проводившие политику армянизации территорий некогда совместного армяно-азербайджанского проживания путём заселения их армянскими беженцами из Турции.

В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армении Григорий Арутинов добился принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч А.  подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — депортации) в Азербайджан в течение следующих четырёх лет, по плану уступая места своего проживания армянским репатриантам из-за рубежа. К 1959 году численность А. сократилась до 107 тысяч. В Ереване доля А., некогда составлявших большинство населения, упала до 0,7 % в 1979 году и 0,1 % — в 1989.

События в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана привели к тому, что А. в Армянской ССР всё чаще стали подвергаться преследованиям и вытесняться из республики. Таким образом, оставшиеся А. до 1991 года почти полностью покинули Армению.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в., отмечает, что в 1480-х гг. в период наступления персидских шахов на Грузию по южным рубежам страны — по р. Акстафе, Дебед и др. поселяются А. (казахская, памбакская и шурагельская группы). Согласно «Грузинской советской энциклопедии» в начале XVII века при Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы своё название. В 1604 году здесь был создан Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века. Об истории Кахетии в этот период ЭСБЭ пишет: «В начале XVII века (1615—1616 г.) шах Аббас I с несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил её, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей Кахетии, вместо которых переселил в Грузию до 15 тыс. дворов азербейджанских татар».

В конце марта 1944 года 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. После обретения Грузией независимости и прихода к власти лидеров грузинского национального движения во главе с Звиадом Гамсахурдия, положение этнических меньшинств, в том числе А., существенно ухудшилось. В 1989 году произошли грузино-азербайджанские столкновения, связанные с требованиями А. Болнисского и Дманисского районов о создании Борчалинской автономии со столицей в Рустави, которые натолкнулись на сопротивление большинства этническихгрузин.

В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы А. сохранялись и в последней четверти XIX века.

  • Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа[.

  • Афшары — группа А., расселённая по всему Ирану.

  • Баяты — являются субэтнической группой как А., так и туркмен.

  • Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.

  • Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.

  • Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп А., сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.

  • Терекеме — особая этническая группа А., проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.

  • Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.

В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп А.: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди А. можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать А. азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «А. » в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл А. «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар А. , но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл А. «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «А.», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «А.».

Цахуры называют А.— мугалами. У других соседних народов А. именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски —адрбэджанцинэр.

Антропологически большая часть А. относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, курдов и татов, а также туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.

Русский антрополог XIX века Иван Пантюхов, описывая антропологические типы Кавказа, отмечает наличие у азербайджанских татар (азербайджанцев) роста 1658 мм, горизонтальной окружности головы 540, черепные показатели 77,4 (мехатицефалы). Он также указывает, что у них одни из самых густых крепких зубов, что преобладание сплошного карего цвета глаза колеблется между 80-92 % и что из народностей Кавказа у них самый короткий кишечный канал — до 440 % роста. Относительно антропологического типа Пантюхов пишет:

"К типу персиян подходят курды и адербейджанские татары шииты, а также удины, таты и карапапахи… Адербейджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они во время своего господства жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к армянским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольской расой, к которой причислял их Загурский и другие этнографы."

В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:

"Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90 %. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты."

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет их тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:

Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное.

Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона А. при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам». Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, А. вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77—78)».

Российский учёный-антрополог Валерий Алексеев пишет:

Азербайджанцы — антропологически особый народ Кавказа, представители своеобразного типа, характерного только для жителей Азербайджана и некоторых этнических групп Южного Дагестана. Этот тип называется по-разному: восточно-средиземноморским, закаспийским, просто каспийским. Вслед за крупнейшим отечественным антропологом В.В. Бунаком, заслуженным исследователем и знатоком антропологии Кавказа, мы будем называть его каспийским. Это особая, самостоятельная единица, составная часть индо-афганской расы. Очень смуглые, очень черноволосые, очень черноглазые люди — вот что такое индо-афганская раса. В неё включаются народы Афганистана и Северной Индии, отдельные этнические группы Ирана.

При рассмотрении этногенеза он указывает следующее:

"Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа."

Скелеты, раскопанные на западе Азербайджана при строительстве Мингечаурского водохранилища, по мнению Алексеева свидетельствуют, что антропологический тип древнего населения был таким же, как современный, а значит агваны (албаны) близкие предки А. и заключает, что «какие-то древние люди с чертами индо-афганской расы переселились из мест своего первоначального обитания — из Афганистана или Северной Индии — на север: в оазисы пустынь Средней Азии и Восточное Закавказье. В первом случае они составили основу туркмен, во втором — стали основным компонентом в будущем ядре азербайджанского народа». Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются А., причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:

"Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы — наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше."

Советский и российский антрополог, специалист в антропологической дерматоглифики, Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов».

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24