|
Влияние СМИ на формирование образа взрослого у подростковОглавление
Введение О подростках, их проблемах и трудностях, о специфике социально-педагогической работы с ними написано много. Это возраст первой любви, возраст ценностного выбора, когда хочется выделиться и при этом быть со всеми и как все. Однако педагоги, психологи, социологи до сих пор не сошлись во мнениях по поводу средств и способов взаимодействия с подростками, а особенно с современными тинэйджерами, так мало похожими на взрослых в их годы. Но одновременно с этим мы осознаем и признаем, что в воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства современной массовой информации. Нельзя упускать из виду то, что потребление продукции печати, радио, кино, телевидения и интернета – это одна из массово распространенных форм проведения досуга старшеклассниками. СМИ становятся «окном в мир» для ребят. Они серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности, являясь источником социальной информации, определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и их отношение к себе, к друзьям, к обществу. Целью данного исследования является изучение влияния СМИ (молодежная пресса) на формирование образа взрослого у подростков. Гипотеза исследования состоит в том, что информация подростковых журналов, которые в настоящее время подчинены товарно-денежным отношениям (получение максимальной прибыли) приводит к искажению образа взрослой жизни. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Для решения вышеперечисленных задач мы в первой главе по материалам литературных источников изучили процесс формирования чувства взрослости у подростков, так как познание самого себя и идентификация себя как взрослого является центральным психическим новообразованием человека в возрасте 14-15 лет. Здесь же рассмотрели возможные носители понятия взрослости, и роль периодических изданий в формировании моделей взрослости подростков. Вторая глава содержит информацию о проблемах распространения массовой информации в обществе, тем самым затрагиваются темы «Защита ребенка от вредной для него информации», «Проблемы существования подростковых журналов», « Права человека в области СМИ» и «Организации в защиту детей, личности». Эта же глава включает в себя постановку проблемы, цели, гипотезу и задачи исследования. В третьей главе описана организация исследования, а также использованные диагностические процедуры в исследовании. В четвертой главе сообщаются и анализируются результаты исследования. В конце работы приводятся выводы. На наш взгляд, данная тема исследования является актуальной, поскольку под воздействием изменившихся социально-экономических условий жизни существенно изменились представления подростков о ценностях и содержании подлинной взрослости. В процессе формирования модели взрослости у подростков могут участвовать разные носители. Среди них немаловажную роль играют современные СМИ. Глава 1. Подростковый возраст – период идентификации себя как взрослого. Создание представления о взрослых с помощью СМИ 1.1. Процесс формирования чувства взрослости с точки зрения возрастной и социальной психологии Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как о взрослом: он стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет ощущения подлинной полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. В этом заключается глубокое противоречие: подросток требует признание того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам, вступает в раннюю сексуальную связь или принимает алкоголь. Все средства хороши для подростка, только бы отстоять и доказать свою взрослость [15]. Т.В.Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростков [16]: – подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии); – ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков – «настоящего мужчины» – силу, смелость, волю и т.д.); – взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.); – интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков). Почему подросткам необходимо так яростно утверждать свою взрослость? Именно потому, что чувство взрослости только начало появляться в этот период и является ещё слишком слабым и неясным для самого подростка. Действительно, ведь если бы оно уже сформировалось, пропала бы потребность его отстаивать. Но это происходит, как правило, только в юношеском возрасте. В 13-15 лет вопрос взросления становится главным. Возникающее несколько раньше чувство взрослости означает, что у ребёнка появляются желание и возможность соотносить свою личность с системой оценок взрослого мира. Внешне наблюдаемым показателем выхода из детского возраста является бурное физическое развитие. Отсутствие в социуме традиций фиксации нового статуса приносит подростку проблему поиска ориентиров самоопределения. При этом очень большое значение имеют конкретные условия развития подростка, его собственные возможности осознания и обобщения информации, наличие и доступность источников информации, качество этой информации, и её адекватность реалиям взрослой жизни и т.д. В частности, отношение подростка к изменениям, связанным с половым созреванием, зависит именно от получаемых им сведений об их значении, а не от степени выраженности или соответствия возрастной норме [27]. У подростков формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремления к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты, дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. Хотя образцы для подражания бывают не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу отношений, научиться брать для себя разнообразные роли [8]. К тому же, рассматривая подражание подростками признакам взрослости, необходимо подчеркнуть, что сегодня их объектом подражания являются не родители, учителя или старшие товарищи, а современные герои и звезды, образ жизни которых пропагандируется СМИ [21]. В социальной педагогике подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся в особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой. Чувство взрослости подростков определяет направление и содержание их социальной активности (усвоение норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых). Стремление к самостоятельности, к взрослости часто выглядит неестественно. Наглость – как смелость. Распущенность – как независимость. Мальчики ходят в развалку, приобщаются к сигаретам, употребляют арготические выражения. Девочки ревностно сравнивают свою одежду и прическу с образцами журналов. Внешний вид подростков часто становится источником недоразумений, конфликтов в семье. Нет куртки – трагедия. Часто подросток во многом по-детски понимает суть взрослого состояния. Вот подростки, копируя взрослых, устроили вечеринку с вином. В итоге – пьяная драка! В таких и подобных случаях взрослые слышат оправдание: «Я же этого не хотел. Разве я думал, что так получится?» Истинное взросление сочетается с игрой во взрослого. Может наблюдаться и подражание особому стилю «веселой», «легкой» жизни. Бесцельное хождение по улицам, дискотеки, видеотеки, выпивки и т.п. В этом случае утрачиваются познавательные интересы, складывается установка на веселое проведение времени [2, с. 38,39]. Такое направление в развитии взрослости неблагополучно. Большинство несовершеннолетних правонарушителей – с низкой культурой досуга. Это прямой сигнал для воспитателей и для общества в целом о необходимости создания правильных представлений о ценностях и содержании подлинной взрослости. 1.2. Возможные носители культурного содержания понятия взрослости В процессе взросления перед подростком стоят такие задачи: 1) определить себя в терминах, обозначающих качества и достижения взрослых; 2) наполнить эти термины личностно значимым смыслом. Подросток, в терминах Л.С. Выготского, присваивает компоненты культуры в процессе общения с её носителями. Характеристики участников и самого процесса общения определяют представления о реальности: «Каково общение, таково и обобщение» [3]. В ходе взросления у подростка возникает модель взрослости, которая содержит представления о взрослых, взрослости и о себе во взрослом будущем. Материалом для ее формирования является опыт непосредственного и опосредованного общения со взрослыми людьми. Теоретически возможными носителями культурного содержания понятия взрослости являются родители и взрослые родственники; учителя и другие специалисты, с которыми подросток встречается при решении каких-то жизненных проблем; посторонние взрослые, почему-либо ставшие значимыми в этом смысле; кумиры; виртуальные персонажи; СМИ. Эти носители взрослой культуры различаются:
В связи с вышесказанным возникает интерес к тем культурным агентам, которые могут участвовать в процессе формирования модели взрослости, например, к СМИ. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми. 1.3. Роль периодических изданий в формировании моделей взрослости подростков Как известно, средства массовой информации состоят из таких структурных единиц как: телевидение, пресса, радио, кино и интернет. Мы же в своей работе особое внимание удели молодежным периодическим изданиям. Их влияние определяется тем, что, с одной стороны, они имеют явное отношение к миру взрослых, происходят из него, а с другой стороны, подростку дают понять, что здесь не ставят цель воспитывать, критиковать или исправлять. Подростковый журнал может быть одним из каналов, по которым подросток получает информацию о том, что такое быть взрослым. Декларируемые цели таких изданий – информирование, развлечение, реклама и общение с читателями. В различных материалах прямо или косвенно задаётся представление о взрослых, с которыми подросток живёт, и мире взрослых, в котором ему предстоит жить. Прямо такая информация может даваться при описании в текстах неких взрослых людей, в статьях, посвящённых кумирам, а также в материалах, раскрывающих модели взрослости и взрослой жизни, принадлежащих авторам. При этом содержание текста может быть и не связано с проблемой взрослости, но отношение к ней автора выражается в его мнениях, оценках, позиции, и тогда можно говорить о косвенной форме передачи информации[27]. Периодическая печать является для подростков своеобразным средством общения со взрослыми. Но следует помнить, что при определенных условиях они способны выполнять и обратную задачу. За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих СМИ на психическое здоровье подростков. Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание: 1. отношения полов, секс и сексуальные отклонения; 2. алкоголь и наркотики; 3. взаимоотношения с родителями; 4. отношение к материнству (отцовству); 5. молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки; 6. музыка, кино, жизнь звезд; 7. компьютерные игры и Интернет; 8. культивирование образа «крутого парня» [23]. Молодежные СМИ часто преподносят негативную информацию о взрослых. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «кони», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение. Оказывается, что и в реальной жизни подростки часто вместо слова «родители» употребляют жаргоны: «родичи», «родаки», «батоны», «предки», «шнурки», «седые», «динозавры», «старики», «кредитка», «поедатели мозгов». Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. Всеми подростково-молодежными СМИ буквально эксплуатируются сексуально-эротические отношения. Многие из них становятся больше похожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания, как «Сооl», «Сооl girl», и целый ряд других изданий. Сексуальные темы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса. Происходит преждевременное сексуальное развитие, семейные ценности признаются «устаревшими». Дети называются «обузой», которую не стоит торопиться на себя взваливать, поскольку отношения супругов и так скучны и монотонны. Подрастающему поколению навязывается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети – уже не благословение, а проклятие [28]. Реклама в российских СМИ превысила все допустимые или признанные во всех странах мира нормы. Ведется неприкрытое массированное оболванивание потребителей информационного продукта, навязывание им за их же счет ненужной, а зачастую вредной рекламной информации. Можно сделать вывод, о том, что СМИ могут иметь определенное значение для процесса вхождения подростка во взрослую жизнь. Влиянию СМИ, к сожалению, не в силах серьезно противостоять ни школа, ни родители. Поэтому СМИ, их сотрудники несут значительную часть ответственности за деградацию культуры в нашей стране, падения уровня духовности. Остановить этот процесс невозможно без следующих мер: 1) переоценки деятельности СМИ; 2) переориентации их на защиту и пропаганду подлинной культуры и духовности; 3) введения нравственной цензуры [28]. Глава 2. Проблемы распространения массовой информации в обществе 2.1. Защита ребенка от вредной для него информации Информационно-психологическая безопасность — важнейший критерий оценки стабильности современного общества. С падением железного занавеса в девяностых годах ХХ века в Россию хлынул мощный поток информации, ранее недоступной и даже находившейся под запретом. Одновременно с «перестройкой» наша страна пережила и революцию в сфере СМИ, содержанием которой стали новые технологии власти, технологии управления обществом, основанные на скрытом воздействии СМИ. Прежде всего, это могут быть поведенческие последствия, когда дети и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поведения телегероев и героев молодежной прессы. Кроме того, происходит изменение установок, поскольку любого человека или предмет можно наделить неодолимой притягательностью или отталкивающими свойствами. Чего стоит только романтизация преступного образа жизни, с хлынувших в последнее десятилетие сериалов, типа «Бригада», «Бандитский Петербург» и т.п. Таким образом, воздействия СМИ могут менять представление человека о мире и социальной реальности, смещать акценты понятия добра и зла, направлять взгляды людей в единое русло, унифицировать их. Влияние СМИ на детей очевидно и бесспорно. Это влияние признается всем мировым сообществом. В Европейской конвенции о трансграничном телевидении есть статья 7, которая устанавливает, что телевещатели осуществляющие вещание через границы в Европе, не должны транслировать информацию, оказывающую вредное воздействие на детей. Россия не присоединилась к Европейской конвенции о трансграничном телевидении и не ратифицировала ее. Эта статья не действует у нас в стране. Против присоединения России к европейской Конвенции о трансграничном телевидении выступают наши ведущие СМИ и Национальная ассоциация телевещателей. В большинстве европейских странах, США, стран Азии существует международно-правовое регулирование в этой сфере. Например, в Австралии и в Малайзии очень жесткое регулирование ограничения на демонстрацию вредных для детей материалов через средства массовой информации, в Китае недавно введено такое регулирование, в Японии оно существует, то есть по всему миру [23]. Россия оказывается таким островком в мире, где разрешена демонстрация вредных для детей материалов через СМИ. В Западной Европе и на других континентах существует так называемое общественное телевидение. Оно создает специальные программы, ориентированные на различные слои населения соответствующего государства, в том числе большое количество программ для детей. У нас оно еще только начинает появляться, первой весточкой подобного телевещания можно признать программу «Бибигон» на канале ВГТРК. Но даже и оно идет в утренние и обеденные часы, когда подавляющее большинство подростков находятся в школах и прочих учебных заведениях. |
Loading
|