Содержание
|
стр. |
||||
Введение |
3 |
||||
1. |
Бизнес-план – основной документ стратегического планирования |
4 |
|||
|
1.1. |
Необходимость и сущность бизнес - планирования |
4 |
||
|
1.2. |
Структура и содержание бизнес-плана |
6 |
||
2. |
Формирование бизнес-плана на примере открытия в г. Сыктывкаре нового салона красоты |
15 |
|||
|
2.1. |
Резюме |
15 |
||
|
2.2. |
Описание проекта |
16 |
||
|
|
2.2.1. |
Цель проекта |
16 |
|
|
|
2.2.2. |
Состояние дел по реализации проекта |
16 |
|
|
2.3. |
Описание услуг |
16 |
||
|
2.4. |
Оценка конъюнктуры существующего рынка. Анализ конкурентов |
16 |
||
|
2.5. |
Основные потребители и характеристика сбытовой политики |
19 |
||
|
|
2.5.1. |
Основные потребители услуг и их характеристика |
19 |
|
|
|
2.5.2. |
Методы продвижения предлагаемых услуг на рынок |
19 |
|
|
2.6. |
Ценообразование |
19 |
||
|
|
2.6.1. |
Себестоимость услуг и ее составляющие |
19 |
|
|
|
2.6.2. |
Формирование цены на услуги. Оценка конкурентоспособности услуг по цене |
23 |
|
|
|
2.6.3. |
Тенденции ценообразования |
27 |
|
|
2.7. |
Налоговое окружение проекта |
28 |
||
|
2.8. |
Поставщики |
29 |
||
|
2.9. |
Организационный план |
30 |
||
|
|
2.9.1. |
Структура управления и персонал |
30 |
|
|
|
2.9.2. |
Планирование общепроизводственных и общехозяйственных расходов |
31 |
|
|
2.10. |
Рабочий график реализации проекта |
32 |
||
|
2.11. |
Планируемые объемы сбыта |
32 |
||
|
2.12. |
Возможные проблемы в реализации проекта |
33 |
||
|
2.13. |
Финансовый план проекта |
33 |
||
Заключение |
39 |
||||
Список использованной литературы |
41 |
Введение
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.
Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно- хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план является одним из основных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Плохо подготовленный бизнес – план может привести любую компанию к краху. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико – экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Актуальность бизнес – планирования предопределила выбор данной темы работы.
Целью работы является формирование теоретических и практических основ составления бизнес-плана на примере разработки бизнес – плана создания совершенно нового салона красоты «Стиль».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
понять необходимость и сущность бизнес - планирования;
рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана;
изучить методику и рекомендации по составлению бизнес – плана
разработать бизнес – план по реализации проекта создания салона красоты
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы эффективного функционирования бизнес – планирования.
Объектом исследования выступает разработка бизнес – плана открытия нового салона красоты в г. Сыктывкаре.
Бизнес-план – основной документ стратегического планирования
Как показывает практика, не все собственники и менеджеры в должной степени подготовлены к ведению бизнеса в рамках общепринятых правил, из–за чего возникает много вопросов и проблем.
Одним из таких вопросов является составление бизнес-планов, необходимых как для создания нового бизнеса, так и для определения перспектив развития предприятий; осуществления структурной перестройки; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы.
Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных. В этом случае бизнес-план необходим как основной документ, дающий возможность выгодного вложения денежных средств и гарантию возврата инвестиций на основе их эффективного использования.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен соответствующими финансовыми расчетами.
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях [3. c.1]. Планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств [10. c.1].
Необходимость и сущность бизнес – планирования
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достигнуть своих целей и задач, повысить эффективность работы. Хорошо разработанный бизнес-план может помочь завоевать новые позиции на рынке, получить инвестиции и кредитные ресурсы, составить стратегические и тактические планы развития, организовать производство новых товаров и услуг, и выбрать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план систематически обновляется, поскольку на него оказывают влияние внутренние и внешние факторы, и базируется:
на конкретном проекте производства определенного товара (услуги) –создание нового типа изделий или оказание новых услуг;
на всестороннем анализе производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
на изучении конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
К внутренним факторам можно отнести: уровень технологий, ценовую политику, политику сбыта товаров и услуг, и т.д. К внешним факторам можно отнести: политическую, экономическую и демографическую ситуацию в стране, положение фирмы на рынке, и т.д. Чтобы противостоять вышеперечисленным факторам и жесткой конкуренции многие фирмы в различных отраслях вынуждены заниматься планированием своего бизнеса, только возможность подготовки таких документов может быть различной: мелкому бизнесу для разработки бизнес-плана не обязательно привлекать специалистов консалтинговых организаций. Но кто бы ни занимался проектированием своего бизнеса, должен поставить пред собой определенные цели и задачи, осуществляемые через функции бизнес - планирования, основные из которых представлены в таблице 1.1.1
Таблица 1.1.1
Функции бизнес-плана
Внутрифирменные функции |
Внешние функции |
- разработка стратегии развития фирмы или конкретизация отдельных направлений ее деятельности;
- разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги);
- оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала;
- подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;
- подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов;
- контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы;
- мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы;
- формирование благоприятного имиджа; |
- привлечение инвестиций для реализации проектов;
- обоснование для включения проектов в государственные или региональные программы
- получение банковских кредитов;
- обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке;
- организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;
- разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп; |
При этом постановка целей может быть представлена следующим образом:
1. Определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности.
2. Конкретизация перспективы бизнеса в виде количественных и качественных показателей развития.
3. Привлечение внимания и интереса, обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов фирмы.
4. Получение ценного опыта планирования, выявление слабых и сильных сторон организации.
В отличие от традиционного плана организация бизнес-плана учитывает не только внутренние цели предпринимательской деятельности, но и внешние, которые могут быть полезны вновь созданному бизнесу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.
Структура и содержание бизнес-плана
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
характеристика фирмы (резюме);
виды товаров и услуг;
рынки сбыта товаров (услуг);
конкуренция на рынках сбыта;
план маркетинга;
производственный план;
организационный план;
финансовый план;
стратегия финансирования;
правовое обеспечение деятельности фирмы;
оценка риска и страхования
[1. с.100].
Резюме
Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес плана, Т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, cтоит ли ему читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?» [1. с.227].
Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить про изводимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение сроков освоения новой продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.
В резюме могут использоваться подзаголовки, которые помогают выделить ключевые аспекты бизнеса. Они также должны отражать структуру всего плана [9. c.74].
В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Необходимо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана [4. с.228].
Виды товаров и услуг
Данный раздел бизнес-плана содержит характеристику всех товаров и услуг, которые производит или оказывает организация. Написанию раздела предшествует большая предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В нем необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
какие товары (услуги) предлагаются фирмой;
каково наглядное изображение товара;
каково название товара;
какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны
удовлетворять предлагаемые товары и услуги;
насколько изменчив спрос на данные товары (услуги);
дорогие ли эти товары (услуги);
насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства;
на каких рынках и каким образом они продаются;
почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы: что составляет их основное преимущество; в чем их недостатки;
10) какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления [2. с.101];